|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Очевидно, между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя, органическая связь». К.А. Тимирязев, как и Д.И. Менделеев, считал, что пейзажная живопись не случайно достигла своего развития именно в XIX в. — веке естествознания. В архитектуре романтизм не произвел такого перево рота, как в живописи, вероятно, из-за большой живучести сил старых традиций, которые еще смогли родить ту форму эклектики, которая никогда и нигде до этого не была создана в таком идеальном воплощении. Но само название направления тесно связано с архитектурой. «Романтическим» называли в конце ХVIII в. садово-пар ковый стиль в Англии. Романтизм питал ростки новой архитектуры и проявил себя в конце XIX в. (города-сады, модерн) и XX в. (органическая архитектура Ф.Л. Райта, X . Херинга, биологические направления), Идеалы романтизма вобрала в себя ландшафтная архитектура. Она всегда была отражением идеи о земном рае и утерянной совершенной гармонии между челове ком и природой. В ХУIII в. в противовес строгой геометричности садов.и парков с регулярной формой насаждений и зеркалом вод утверждается новая концепция ландшафтной архитектуры, базирующаяся на экзотике, живописности, с включением извилистых тропинок, нерегулярной формы лужаек, искусственных водоемов, холмов, с вкраплением беседок, крытых аллей из вьющихся растений, руин готических сооружений, пагод в восточном стиле. Особенно сильным было влияние вековых традиций китайской и японской ландшафтной архитек туры с сохранением дикого характера природы и лишь с незначительной корректировкой ее линий и форм в соответствии с идеальной «концепцией природы». В X IX в. сады и парки стали не только «оправой» человеческих чувств, но и научными центрами. Их эстети ка заключала в себе философию природы своего време ни. Ботанические сады, в огромном количестве появившиеся в это время, были одним из ярких примеров ландшафтной архитектуры. Выдающимся архитектором-романтиком считают англичанина А. Пугина. Его строительная практика не от личалась особой новизной, весь его талант был направлен скорее на создание декоративных форм. Но его теория была важным вкладом в становление новой архитектуры. Немецкого архитектора Л. Персиуса признают основателем романтической школы архитектуры. Его дома по внешнему виду напоминают строения в готическом и романтическом стилях. Главное же его достоинство — умение связать объекты с природой в единое целое. Свои сооружения он проектировал в строгом соот ветствии с климатом, с положением солнца и характе ром ландшафта. Часто считают, что его творчество предшествует появлению городов-садов и теории органической архитектуры. Последователи Персиуса английские архитекторы Ф. Вебб и Н. Шоу соединяли готику с народными традициями, создавая таким образом *Идеал*национального стиля в отличие от чужеродного классицизма. В возвеличении пейзажа, в развитии ландшафтной архитектуры можно видеть отражение некоторых моментов теории эволюции, касающихся значительной ро ли окружающей среды в формообразовании растительного и животного мира, когда изменение среды влечет за собой изменение формы природного объекта. Выступая против абстрактности классической архитектуры, романтики считали, что живую архитектуру следует соз давать из местных материалов, она должна вырастать из почвы подобно местному растению и определяться окружающим ландшафтом и национальными особенностями каждого отдельного региона. Концепция взаимосвязи искусства и природы Д. Рёскина, известного теоретика XIX в., тесно связана с романтизмом, идеологом которого его считают. Для своего времени Рё'скин получил очень хорошее образова ние в области естествознания, с раннего детства занимаясь геологией и ботаникой наряду с живописью, ар хитектурой, литературой. В 15 лет для «Журнала по истории естествознания» он пишет очерк о причине изме нения цвета воды в Рейне, иллюстрируя его очень точными научными и тонкими художественными наблюдени ями, а чуть позже делает научное исследование о геоло гических слоях горы Монблан. Его дневники путешест вий заполнены заметками по геологии посещаемых стран, сведениями о встречаемых геологических образо ваниях. В 23 года он написал книгу «Современные художники», имеющую целью защитить Тернера от нападок критики. Изучение работ Тернера было важным источником познаний природы, не уступающим научному познанию: »Каждый день я иду в город, чтобы изучать Тернера... Затем я записываю, чему я научился у него. Потом в погожие дни я по свящаю немного времени кропотливому, трудному исследова нию природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это обязательно ведет меня к выяснению ботанических их названий и к микроскопической ботанике» [14]. Рескин требовал от художников научного воспроиз ведения природных форм. Он писал: «Когда Сальватор, например, изображает на переднем плане картины массу, про ко торую я не могу сказать, гранит ли это, аспид или туф, то я счи таю это небрежностью. Тициан проявил больше ботанической точности. На его картине «Бахус и Ариадна» я различаю Iris Communis , Aquilegia u Capparis Spinosa . На переднем плане — морское растение, которое носит название Crambа [15]. Рескин сформулировал идею романтизма, в соответствии с которой бог — это сама природа. Ф. Таусенд говорил, что Рескин поместил творца в его творение, скомбинировав пейзаж и религию. Потерянную веком веру в бога он заменяет любовью к природе и создает теорию о моральном усовершенствовании человека посредством красоты пейзажа как «огромного инструмента духовной культуры». Тернер дал Рё'скину и урок архитектуры. Изучая пейзажи Тернера, Рескин открыл различие между англий скими и итальянскими коттеджами. Это побудило его написать серию статей под общим названием «Поэзия архитектуры или архитектура европейских наций, рассматриваемая в ассоциации с природными ландшафтами и национальным характером», которая стала грамма тикой ландшафтной архитектуры. Рескин не только поддержал интерес романтизма к готике, но был одним из самых ярких ее пропагандистов. О ней он написал две работы: «Семь критериев архитектуры» и «Камни Венеции». Рескин отрицал классические идиомы (эпоху Возрождения он называл «грязным потоком»), и всю пол ноту правды о природе, выраженной в пейзажной живописи, он нашел в готической архитектуре, использующей природные аналогии для своих декоративных форм и столь гармонично объединившей в себе природное и духовное начало. Его идеал архитектуры был непосредственно связан с природой. По его мнению, роман тическая любовь к живописности является следствием разрушения техническим веком традиционной красоты природы, поэтому предназначение архитектуры он видел в том, чтобы заменить природу в городах: «Сейчас мы все не можем иметь ни своих садов, ни своих милых полей, чтобы там поразмышлять вечером. В таком случае функция нашей архитектуры заключается в том, чтобы заменить все это, рассказать нам о природе, захватить нас ее покоем, быть такой же торжественной и полной, как она, богатой в использовании ее форм» [16]. Взаимосвязь архитектуры с природой Рескин видел в ее приспособлении к национальному ландшафту, в использовании народных традиций и обильчом применении природных форм в декоре. Говоря о влиянии биологических знаний на искусст во, следует отметить личность Гёте — творца, достигше го необычайных высот как в биологии, так и в искусст ве. На его примере можно проследить влияние естественно-научного творчества на художественное, характер ное для его эпохи, понять, какое значение имели биоло гические изыскания в развитии эстетического мыш ления. Гёте поражает не столько своим научным универса лизмом, широтой и многообразием охватываемых областей знания, сколько той целью, которую он ставил перед собой: понять творческий процесс природы в це лом и сформулировать принципы, согласно которым должно следовать созидание. Шиллер говорил, что Гёте старался уловить в природе все сокровенные законы ее творчества. Не случайно в биологии он был основоположником морфологии — науки об организме в его целостности.проявляющейся прежде всего в форме организма: «Морфология должна содержать учение о форме, образовании и преобразовании органических тел». Чем определяется форма в природе, как она рожда ется, развивается, изменяется? Что для нее характерно, каково ее место в универсуме природы? |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |