|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Дом Мила (1905—1910) относят к разряду самых «экспрессионистских» сооружений Гауди. Круговорот жизни отмечен уже в плане, где нет ни одного прямого угла. Рис. 18. А. Гауди. План капеллы Гюэль. Барселона, 1898-1914 гг.
По внешнему виду здание сильно напоминает скальные слоистые природные образования, встречающиеся в окрестностях Барселоны. Оно производит впечатление созданного не человеческими руками, а естественной эрозией выветренной скалы размытой дождями. Некоторые очевидцы утверждают, что здание воссоздает впечатление моря в центре Барселоны, этажи движутся волнами, а металлические балконы колышутся, подобно водорослям в воде. Потолки походят на песчаные взморья после отлива или же растекаются вулканической лавой. Крыша населена сказочными созданиями — монументальная скульптура дымоходов и вентиляционных труб чрезвычайно антропоморфна. Собор Саграда Фамилья (1883—1926) кажется отлитым неземными существами и предназначенным для космических миров. Скалообразные пещеры будто на селены людьми, птицами, зверями, змеями. От ветра колышутся каменные деревья и растения. В соборе насчитывается 80 видов скульптурных животных и столь ко же видов деревьев и растений. Стены вскипают пенящейся волной (рис, 26). Даже среди уникальных памятников мирового архитектурного творчества работы Гауди выделяются удивительной оригинальностью, поражают схожестью с дикорастущими растениями, с образованиями, созданными первородными силами природы. Гауди обладал маги ческим даром наделять жизнью все, к чему прикасались его руки. Его наследие — истинная лаборатория по исследованию природных и созданию формообразующих архитектурных средств. Гауди сделал большой вклад во взаимосвязь архитектуры и природы своего времени конструктивными достижениями и попыткой создать комфортную среду с наибольшим приближением к при родной. Фактически это уже был выход на экологию архитектуры и градостроительства. Но наибольшее выражение идея романтизма о сохра нении природной и традиционной среды перед лицом «грязной индустриализации» получила в концепции и движении городов-садов. В искусство и градостроитель ство идея города-сада английского стенографиста Эбени- зера Говарда пришла как бы извне, она выросла не на эстетической почве, а на социально-утопической. Его первоначальные сторонники были не градостроителями или архитекторами, а реформаторами, которые мечтали о переустройстве современного общества. Говард рассматривал город как средство исправле ния капитализма и создания цивилизации, основанной на кооперации. Стремясь устранить «противоестествен ное разделение общества и природы», он проанализиро вал состояние больших городов, которые он называл мыльными пузырями и нарывами. Для них характер ны перенаселенность, хаотичность, громоздкость. Трак туя города, как организмы, Говард подчеркивал одрях ление и нездоровье старых городов. Он цитирует статьи из журналов и газет, выступления членов правительства о непомерном развитии городов, о том, что они превра щаются «в могилы национальной силы», что Лондон стал «проказой, всасывающей в свое переполненное чрево половину жизни, крови и богатств деревенской части страны»[26] Лондон он видит сгустком противоречий и безысход ности, которые угрожают всем остальным городам. Ста вя своей целью реформировать и оздоровить существующие города, чтобы подарить его жителям «больше солнечного света, больше чистого воздуха, больше бли зости к природе», Говард выдвигает новую форму го родского расселения, которая должна соединить в себе положительные стороны города и деревни. Для ясности изложения своей идеи он использовал метафорический образ магнитов. Город и деревню он называет двумя магнитами, каждый со своим си ловым полем притяжения и отталкивания. Предлагае мый им третий магнит, названный городом-садом, будет лишен недостатков предыдущих двух, в нем «все преимущества самой энергичной и активной городской жизни могут отлично сочетаться со всеми красотами и радос тями деревни» |^26 j . Предлагая город, в котором все граждане могли бы пользоваться социальными благами и здоровой окру жающей средой, Говард продумал и эстетическую его сторону. В его представлении кругообразный план города наилучшим обрезом будет соответствовать идеалам равенства, неумолимая симметрия им мыслилась как символ и продукт его идеальной кооперации, приз нак гармонического общества. Генеральный план города должны разрабатывать инженеры, архитекторы, земле меры, садоводы и электротехники, что обеспечит про фессиональный подход к строительству, единство плана и намерений, определения границ и плотности: *Т1о- добно реке, дереву или животному город в каждой стадии своё-го роста должен обладать единством, симметрией и закончен ностью» ^26]. Говард обращал особое внимание на разнообразие ар хитектуры в городах-садах, предполагая широкое поощрение индивидуальных вкусов и желаний. Город должен был застраиваться домами коттеджного типа в один-два этажа с шестью комнатами; каждый дом с маленьким красивым садом размещался так, чтобы обеспечить «максимум пользы и удобства». Красота обществен ных зданий должна приносить такое же наслаждение, как и окружающая природа. Но закладывая основы организма — города нового времени, эстетические идеалы Говард связывал с ро мантизмом Д. Рёскина, с его идеализацией прошлого. Не случайно главу, посвященную характеристике третьей формы расселения, магнита города-сада, он на чинает цитатой из работы Рёскина «Сезам и Лилия». Поскольку Говард не был архитектором, строитель ная компания архитекторами первого города-сада Ле- чуорта выбрала фирму Паркера и Анвина. В строи тельстве они ввели некоторые свои собственные идеи, главная из которых связывалась с системой принципов, объединенных названием «органического единства», «органической целостности». Отказавшись от геометри ческих методов городского планирования, отбросив механическую симметрию первоначального говардовс- кого плана, его строго геометрическую диаграмму, Пар кер и Анвин искали более «органическое» чувство порядка, подсказанное характером территории. Они использовали расположение холмов, рек,старой римской дороги и даже некоторые большие деревья для опреде ления плана города. И осуществили они это так искус- но; что до сих пор у очевидцев Лечуорт вызывает впе чатление не сознательно созданного города, а естествен но родившегося природного организма. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |