arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Дом Мила (1905—1910) относят к разряду самых «экспрессионистских» сооружений Гауди. Круговорот жизни отмечен уже в плане, где нет ни одного прямого угла.

А. Гауди. План капеллы Гюэль. Барселона, 1898-1914 гг.

Рис. 18. А. Гауди. План капеллы Гюэль. Барселона, 1898-1914 гг.

А. Гауди. Наклонные опоры капеллы Гюэль

Рис. 19. А. Гауди. Наклонные опоры капеллы Гюэль

А. Гауди. Моделирование форм

Рис. 20. А. Гауди. Моделирование форм

А. Гауди. Сооружения парка Гюэль. Барселона, 1900-1914 гг.

Рис. 21. А. Гауди. Сооружения парка Гюэль. Барселона, 1900-1914 гг.

А. Гауди. Наклонные опоры сооружений парка Гюэль

Рис. 22. А. Гауди. Наклонные опоры сооружений парка Гюэль

А. Гауди. Схема силовых нагрузок опор парка Гюэль

Рис. 23. А. Гауди. Схема силовых нагрузок опор парка Гюэль

А. Гауди. Дом Баттло. Барселона, 1905-1907 гг.

Рис. 24. А. Гауди. Дом Баттло. Барселона, 1905-1907 гг.

А. Гауди. Кровля дома Баттло

Рис. 25. А. Гауди. Кровля дома Баттло

А. Гауди. Собор Саграда Фамилья. Барселона, 1883-1926 гг.

Рис. 26. А. Гауди. Собор Саграда Фамилья. Барселона, 1883-1926 гг.

По внешнему виду здание сильно напоминает скальные слоистые природные образования, встречающиеся в окрестностях Барселоны. Оно производит впечатление созданного не человеческими руками, а естественной эрозией выветренной скалы размытой дождями. Некоторые очевидцы утверждают, что здание воссоздает впечатление моря в центре Барселоны, этажи движутся волнами, а металлические балконы колышутся, подобно водорослям в воде. Потолки походят на песчаные взморья после отлива или же растекаются вулканической лавой. Крыша населена сказочными созданиями — монументальная скульптура дымоходов и вентиляционных труб чрезвычайно антропоморфна.

Собор Саграда Фамилья (1883—1926) кажется отли­тым неземными существами и предназначенным для космических миров. Скалообразные пещеры будто на­ селены людьми, птицами, зверями, змеями. От ветра колышутся каменные деревья и растения. В соборе на­считывается 80 видов скульптурных животных и столь­ ко же видов деревьев и растений. Стены вскипают пенящейся волной (рис, 26).

Даже среди уникальных памятников мирового архи­тектурного творчества работы Гауди выделяются удиви­тельной оригинальностью, поражают схожестью с дико­растущими растениями, с образованиями, созданными первородными силами природы. Гауди обладал маги­ ческим даром наделять жизнью все, к чему прикасались его руки. Его наследие — истинная лаборатория по ис­следованию природных и созданию формообразующих архитектурных средств. Гауди сделал большой вклад во взаимосвязь архитектуры и природы своего времени конструктивными достижениями и попыткой создать комфортную среду с наибольшим приближением к при­ родной. Фактически это уже был выход на экологию архитектуры и градостроительства.

Но наибольшее выражение идея романтизма о сохра­ нении природной и традиционной среды перед лицом «грязной индустриализации» получила в концепции и движении городов-садов. В искусство и градостроитель­ ство идея города-сада английского стенографиста Эбени- зера Говарда пришла как бы извне, она выросла не на эстетической почве, а на социально-утопической. Его первоначальные сторонники были не градостроителями или архитекторами, а реформаторами, которые мечтали о переустройстве современного общества.

Говард рассматривал город как средство исправле­ ния капитализма и создания цивилизации, основанной на кооперации. Стремясь устранить «противоестествен­ ное разделение общества и природы», он проанализиро­ вал состояние больших городов, которые он называл мыльными пузырями и нарывами. Для них характер­ ны перенаселенность, хаотичность, громоздкость. Трак­ туя города, как организмы, Говард подчеркивал одрях­ ление и нездоровье старых городов. Он цитирует статьи из журналов и газет, выступления членов правительства о непомерном развитии городов, о том, что они превра­ щаются «в могилы национальной силы», что Лондон стал «проказой, всасывающей в свое переполненное чрево половину жизни, крови и богатств деревенской части страны»[26] Лондон он видит сгустком противоречий и безысход­ ности, которые угрожают всем остальным городам. Ста­ вя своей целью реформировать и оздоровить существу­ющие города, чтобы подарить его жителям «больше солнечного света, больше чистого воздуха, больше бли­ зости к природе», Говард выдвигает новую форму го­ родского расселения, которая должна соединить в себе положительные стороны города и деревни.

Для ясности изложения своей идеи он использовал метафорический образ магнитов. Город и деревню он называет двумя магнитами, каждый со своим си­ ловым полем притяжения и отталкивания. Предлагае­ мый им третий магнит, названный городом-садом, будет лишен недостатков предыдущих двух, в нем «все преимущества самой энергичной и активной городской жизни могут отлично сочетаться со всеми красотами и радос­ тями деревни» |^26 j .

Предлагая город, в котором все граждане могли бы пользоваться социальными благами и здоровой окру жающей средой, Говард продумал и эстетическую его сторону. В его представлении кругообразный план го­рода наилучшим обрезом будет соответствовать идеа­лам равенства, неумолимая симметрия им мыслилась как символ и продукт его идеальной кооперации, приз­ нак гармонического общества. Генеральный план города должны разрабатывать инженеры, архитекторы, земле­ меры, садоводы и электротехники, что обеспечит про­ фессиональный подход к строительству, единство плана и намерений, определения границ и плотности: *Т1о- добно реке, дереву или животному город в каждой стадии своё-го роста должен обладать единством, симметрией и закончен­ ностью» ^26].

Говард обращал особое внимание на разнообразие ар­ хитектуры в городах-садах, предполагая широкое поощ­рение индивидуальных вкусов и желаний. Город должен был застраиваться домами коттеджного типа в один-два этажа с шестью комнатами; каждый дом с маленьким красивым садом размещался так, чтобы обеспечить «максимум пользы и удобства». Красота обществен­ ных зданий должна приносить такое же наслаждение, как и окружающая природа.

Но закладывая основы организма — города нового времени, эстетические идеалы Говард связывал с ро­ мантизмом Д. Рёскина, с его идеализацией прошлого. Не случайно главу, посвященную характеристике третьей формы расселения, магнита города-сада, он на­ чинает цитатой из работы Рёскина «Сезам и Лилия».

Поскольку Говард не был архитектором, строитель­ ная компания архитекторами первого города-сада Ле- чуорта выбрала фирму Паркера и Анвина. В строи­ тельстве они ввели некоторые свои собственные идеи, главная из которых связывалась с системой принципов, объединенных названием «органического единства», «органической целостности». Отказавшись от геометри­ ческих методов городского планирования, отбросив механическую симметрию первоначального говардовс- кого плана, его строго геометрическую диаграмму, Пар­ кер и Анвин искали более «органическое» чувство по­рядка, подсказанное характером территории. Они ис­пользовали расположение холмов, рек,старой римской дороги и даже некоторые большие деревья для опреде­ ления плана города. И осуществили они это так искус- но; что до сих пор у очевидцев Лечуорт вызывает впе­ чатление не сознательно созданного города, а естествен­ но родившегося природного организма.

  . страницы:
1  11
2 12
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz