arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Архитектура 1830-1890-х годов. Часть первая.
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Однако само по себе это соотношение не исчерпывает связей полезного и прекрасного, поскольку оно характеризует главным образом принцип обработки плоскости — фасада, стены, тогда как архитектурное сооружение за редким исключением (арка, обелиск, крепостная стена) кмеет целью создание изолированного от внешней среды пространства. Облик сооружения складывается в результате взимодеиствия между внутренним содержанием «плана объемов» (планировочно-пространственной структуры) и наружной формы объема — утилитарных и конструктивных элементов (конструкции, распределения проемов, материала), с одной стороны, и элементов художественных — с другой. Первые два соотношения в своей совокупности определяют пластическую характеристику здания, закономерности его композиции. Но опять-таки частично.
Архитектурное сооружение существует объективно, но осознается в качестве такового только благодаря восприятию его человеком. И потому композиция каждого объекта предполагает максимально выигрышную для него точку зрения, когда архитектурные особенности его раскрываются с максимальной полнотой.
Наконец, четвертое. Архитектурные сооружения не «живут» сами по себе, изолированно. Они становятся архитектурой только в процессе взаимодействия с пространственной средой (городским ансамблем) или природным окружением, находясь в определенных связях с себе подобными и окружающим пространством.
Последние два отношения принадлежат к сфере не пластических, а пространственных взаимосвязей, выражая закономерности построения архитектурных ансамблей искусственной городской среды. Каждой паре соотношений, определяющих пластическую композицию, соответствует пространственная пара отношений: соотношение полезного и прекрасного находит соответствие в соотношении предпочтительной точки зрения на здание. Q6a соотношения «плоскостны», вернее безразличны к распределению элементов в пространстве. Вторая пара, напротив, исследует «пространственные» соотношения — объема и пространства.
Если закономерности, в которых находят воплощение формообразующие отношения, составляют целостное единство, они образуют архитектурную систему эпохи. Подобно всякой системе, архитектурная может существовать, лишь обладая двумя диаметрально противоположными качествами, — способностью к сохранению своих свойств и одновременно способностью к изменению. То и другое исторически ограничено. Система жизнеспособна, пока изменения частичны и не затрагивают основных закономерностей выражения формообразующих отношений, не нарушают целостности организации системы.
За определенной гранью система утрачивает способность к трансформации, стройность организации нарушется; система с деградирующей упорядоченностью в конечном счете перестает существовать как система. На смену ей приходит другая.
Рассмотрим с этой точки зрения наиболее близкие нам по времени и имеющие непосредственную связь с темой исследования архитектурные системы средневековья и нового времени. В каких закономерностях реализуются тип организации и основные формообразующие отношения в зодчестве каждой из этих эпох?
В средневековой архитектуре соотношение полезного и прекрасного характеризуется органической целостностью, неделимым единством противоположных начал; художественно-выразительные элементы здания являются одновременно конструктивно и функционально полезными, и наоборот. Архитектурный то есть внешний (художественный) объем сооружения есть результат его внутренней структуры. Композиция здания рассчитана на длительность восприятия во времени. С разных точек зрения оно или одинаково выразительно, или каждый новый аспект прибавляет что-то к характеристике сооружения и ансамбля. Соотношение здания и среды также целостно. Сооружение составляет органическое целое со средой, не растворяясь в ней, но и не противостоя. Ансамбль «раскрыт», незамкнут и динамичен, пространство его относительно однородно.
Если мы попытаемся воссоздать модель архитектуры нового времени, обнаружится, что присущие ей закономерности — прямая антитеза системе средневековья. Диалектическому единству, органической целостности полезного и прекрасного противостоит самостоятельная художественная система стилевых форм, непосредственно не зависимых и не связанных с элементами утилитарными. Здание проектируется как бы снаружи внутрь. Форма объема не определяется пространственно-планировочной структурой, она изначально задана, в заданную форму вписывается внутренний объем. Композиция здания и ансамбля строится в расчете на главную точку зрения и, следовательно, — на единовременность восприятия. Наконец, уличный корпус, здание, ансамбль противостоят как мир, организованный на разумных началах, природному хаосу. Отдельное сооружение законченно, замкнуто и в этом смысле противостоит остальным, парадное пространство улиц и площадей — утилитарному внутридворовому и внутриквартальному.
Эти закономерности, выведенные в результате мысленно проделанной операции, — не более чем общая схема, не существующая сама по себе. Она материализуется в системе архитектурного стиля с помощью специфических, присущих только ему приемов и средств. Система стиля является подсистемой по отношению к системе культурно-исторической эпохи; по отношению к системе стиля в качестве подсистемы выступает один из этапов его развития. Например, ранний классицизм — одна из подсистем стилевой системы классицизма, и т.д.
Таким образом, рассмотрение архитектуры на уровне системы эпохи для наших конкретных целей представляется слишком общим. Вместе с тем выделение присущих каждой (средневековью, новому и новейшему времени) инвариантных связей позволяет обнаружить фундаментальное несходство эклектики и модерна, принадлежность их к разным системам,
требующих разного подхода и описания с точки зрения присущих каждому особенностей2. Основы формообразования обоих качественно различны.
Формальная система не охватывает всего многообразия архитектуры. Она существует лишь в качестве средства, выражающего в своих закономерностях своеобразие общественного сознания эпохи и того исторического содержания, которое каждая эпоха считает достойным воплощения в первую очередь, то есть формальная система выражает систему идей, содержательную систему.
Исходя из этого, в работе сделана попытка рассмотреть художественную систему русской архитектуры XIX — начала XXв., выступающую во всей сложности устойчивых связей между формой и функцией, пространственным построением, совокупностью композиционных средств и их стилевой характеристикой, между «стилем» произведения, идеей, сюжетом и смыслом.
В работе затрагиваются три основных круга вопросов. Во-первых, архитектура каждого из двух периодов — 1830—1890-х гг. и конца XIX — начала XX столетия — как специфическая композиционная система; круг представлений и идей, получавший отражение в архитектуре как наиболее существенный, — во-вторых; стилистические особенности, в которых эта передача осуществлялась, — в-третьих.

  . страницы:
1  11
2 12
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
ra — инверсия
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz