|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Диалектическое единство противоположностей лежит в основе всех существенных, общих, устойчивых и закономерных связей, характеризующих систему стиля модерн, которая в свою очередь является материальным воплощением системы взглядов, основанной на неразрывном единстве противоположных начал, образующих целое, не сводимое к составляющим его элементам. План содержания в этом смысле совершенно точно соответствует плану выражения. И наоборот. План выражения типологически подобен плану содержания. Взаимно исключающие качества, обычно присутствовавшие ранее в антагонистических, противостоящих друг другу направлениях или «стилях», представлены в модерне в нерасторжимом единстве. Неразрывность взаимоисключающих начал — самое общее, самое характерное свойство модерна, проникающее во все его уровни — формальный, идейный, смысловой. Этим объясняется, почему в определенной мере правы сторонники модерна и его противники, подходящие к нему с противоположными мерка ми, видящие, ценящие или отвергающие в нем диаметрально протвополож- ^ ные качества. Отмечаемые апологетами и антагонистами свойства бесспорно присутствуют в модерне. Но, и это главное, не сводятся ни к одним, ни к другим. Модерн не то и не другое, а третье, в котором и то и другое слилось в нечто качественно новое. Модерн моделирует новые, определившиеся к концу XIX в. черты человеческой индивидуальности и жизни человеческого общества. Перелом в мироощущении, рожденный пересмотром мировоззренческих основ, кризис теорий однолинейного прямолинейного развития природы и общества, жест кого детерминизма причинно-следственного объяснения событий, в част ности кризис теории прогресса, заставляют искусство рубежа XIX — XX столетий заняться целеустремленными поисками двухмерного подхода к образному моделированию человеческой деятельности, мироздания, действи тельности, попытками воссоздать последние с неведомой для прошлых эпох полнотой и структурной сложностью. Вместо прежнего одностороннего социально-исторического понимания человеческой индивидуальности и общества начинает формироваться понимание двуединой природы человеческой индивидуальности и общества как сверхсложных биосоциальных структур. В противоположность классицизму и эклектике, тяготевших к рацио нальной и позитивной философии, исходившей из представления, что человек от природы ни добр, ни зол и всецело является продуктом социально- исторических условий, модерн в понимании человеческой сущности ориен тируется на взгляды, ярче всего выразившиеся в творчестве Достоевского, считавшего, что человек от природы и добр и зол, что в душе его не прекращается борьба противоположных начал, а также в экзистенциализме, фрейдизме, витализме, видевших в человеческой психике неразрывность рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Примерно к тому же сводится различие в созданных зодчеством класси цизма и эклектики, с одной стороны, и модерном, с другой, моделях социаль ной действительности. Для модерна опять-таки наиболее созвучной оказалась пронизанная диалектическим подходом философская концепция истории, развитая Достоевским. Предполагающая равную возможность будущего светлого и мрачного, условно оптимистичная и условно пессимистичная одновременно 265 , она предвосхитила или, вернее, легла в основу новых представлений о характере исторического процесса, сложившихся в среде русской интеллигенции на рубеже столетий. Одно из лучших определений нового отношения к миру и нового самосознания личности дал А. Блок: «Оптимизм, свойственный цивилизованному миру, сменился трагизмом, двойственным отношением к явлению, знанием дистанции, уменьем ориентироваться». См. статью: Днепров В. Достоевский как писатель двадцатого века. - «Иностр. лит.», 1971, № 11, с. 192, 194. Дело не только в сознательной ориентации (на первых порах она скорее исключение, чем правило), дело в изменении социальной психологии. Единство противоположностей формальной структуры модерна запечат лело и смоделировало самый момент перелома, обозначив собой начало нового этапа в отношении к миру, нового понимания места и роли человека в нем — драматического и диалектического. Исключив однолинейный под ход, модерн во всяком факте общественной, социальной, художественной жизни, начиная от самых общих — смысла жизни, исторической перспективы, — видит две стороны, два пути, две возможности, сопутствующие, неотделимые и не существующие друг без друга, как свет и тьма, день и ночь. В своих драматических композициях модерн предлагает миру новый образ человеческого общества и индивидуальности, воспринимающих действительность трагически, как борьбу противоборствующих начал. Мы не найдем в модерне ничего, подобного политической ангажиро ванности эклектики. Не потому, что политические проблемы ему чужды, а потому, что подход к ним иной. Полной поглощенности социально-поли тическими проблемами в модерне быть не могло, поскольку человек рассма тривается им шире, чем раньше, — как существо социальное и биологическое одновременно, подвластное в равной мере разуму и темным бессознатель ным силам. Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7. М .-Л., 1963, с. 305. Причем, во всякую переломную эпоху первооткрыватель акцентирует моменты, недооценивавшиеся предшественником и идейным против ником. Открытие Фрейдом огромной роли бессознательного в жизни чело века, во-первых, повышенный интерес к нематериальным ценностям и духовной стороне жизни человека в противовес утилитарно-антропологическим увлечениям второй половины Х1Хв., во-вторых, поглощенность общебиологическими и психологическими проблемами природы человека, в-третьих, обернулись в модерне напряженной эмоциональностью, «зна чительностью» и символикой художественного образа, тяготением к общезначимому и общечеловеческому. И хотя в России захваченность «проклятыми вопросами» политики оставалась традиционно большей, чем где бы то ни было в Европе, форма выражения социального изменяется, теряя присущую недавнему прошлому конкретность. Модерну чуждо свойственное эклектике стремление выра жать архитектурной формой социально-политический идеал. Его цель иная. Он сосредоточен на показе драматизма переживаемого современностью исторического этапа, на желании воплотить в созвучных времени ритмах и формах характер настроений, определяющих именно этот, а не какой- нибудь другой этап. Диалектичность свойственна не только мировоззренческой основе модерна, но и более низким идейно-содержательным его уровням — художественной программе, сюжетике, орнаментации. Модерн — явление антибуржуазное, антиофициальное, антиканоничес кое. Но одновременно в нем присутствуют качества, обычно определяемые термином «декадентство». Апелляция к науке и к технике преследует цели иррациональные, далекие от точного объективизма. Широкое использование возможностей машинного производства служит утверждению ремесленни чества. Демократизм модерна (стремление создать искусство для всех) неот делим от неприятия эгалитарности, общедоступного и общепринятого, от установки на создание неповторимо уникальных вещей, от аристократизма. Творить новое для раннего модерна (интернациональный и национально- романтический варианты) значило творить обязательно непохожее на существовавшее и существующее, стремиться к преобразованию действительности — создавать только новые, беспрецедентные формы. Отсюда чрезмерное значение, придававшееся творческому началу, новизне как таковой, неповторимости и оригинальности. На практике это вело к тому, что последовательный демократизм программы модерна при столь же последовательном стремлении к активному творчеству оборачивался программным уникализмом, аристократичностью. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |