|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Кризисное сознание, рожденное разочарованием в капиталистической действительности и ценностях буржуазного мира, видит во всем проявление космического неблагополучия. В этом находит выражение раз лад художника с эпохой, с действительностью, который Г.В.Плеханов считал одним из характерных симптомов переломных эпох в истории искусств. Психологическое настроение эпохи кажется сотканным из противоре чий. Обесценение традиционных духовных ценностей, утрата веры в народ (крестьянство) как силу, которая подымет к новой жизни Россию, и небы валый подъем в те же 1890-е гг. марксизма, опасение за традиционные духовные ценности, приветствие грядущей революции и реально ощущаемое чувство «катакомбы», о чем пишут Брюсов: «.. .а вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном» и Блок: «Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой... Что, если тройка, <вокруг которой гремит и стано вится ветром разорванный воздух> — летит прямо на нас. Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель. Отчего нас посещают все чаще два чувства: самозабвение восторга и са мозабвение тоски, отчаяния, безразличия. Скоро иным чувствам не будет места... Можно уже представить себе, как бывает в страшных кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта» 275 . Блока почти дословно повторяет С.Дягилев: «Мы свидетели величай шего исторического момента, итогов и концов во имя новой неведомой куль туры, которая нами возникнет, но и нас же отметет. А потому без страха и неверья я поднимаю бокал за разрушение стен прекрасных дворцов так же, как и за новые заветы новой эстетики» 276 . Можно по-всякому оценивать эти высказывания, но нельзя не согла ситься, что трагизм, отчаяние, надежды, отрицание настоящего и упование на будущее, вера в народ и в Россию и опасения, что революционная буря, пусть справедливая и очистительная, не есть, по выражению того же Блока, «идиллия», словом, вся гамма чувств, объединяемая общим переживанием переломности момента, сулившего «невиданные перемены, неслыханные рубежи», наполняли мироощущение русского общества конца XIX — начала XX в. особенной напряженностью. Блок А, Соч. в 2-х к, 1.2, с. 94, 101. Там же. с. 342. На рубеже двух столетий, с. 10. См.: Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М., 1956. с. 168-169. "Блок А. Соч. в 2-х т.. т. 2, с. 90-91. «Весы», 1905. т. 4, с. 45. 233. Доходный дом на неб. Крюкова канала в Петербурге. Вход в парадный двор «На рубеже двух столетий современное общество переживает один из важнейших критических моментов, когда настроение становится особенно напряженным. Оно вызвано целым рядом переворотов в умственной и нрав ственной сфере общественной жизни. На наших глазах происходит пере оценка всего культурного достояния прошлого и попытки решения тех вопросов, которые оставил нерешенными XIX век» 277 . Это написано в 1904г. Кризисности сознания и осознанию кризиса соответствует резкий перелом в понимании общественной роли искусства, того, что должно быть предметом искусства. Его содержание, идеалы и, наконец, система приемов — все подвергается пересмотру, находя выражение в формах, казавшихся вначале странными, необычными, непонятными, несоответствующими никаким правилам и нормам. Резкий разрыв с традиционными методами формообразования в модерне является выражением и следствием коренного перелома в представлениях о сущности и общественной роли искусства. Эстетика модерна, как и его формальная система, во многом строится по «негативному признаку», по методу отрицания общепринятого ранее. Ее основные положения — антитеза основным положениям эстетики пред шествующего периода. В своей эстетической и шире — философской концепции модерн опи рается на ту часть отечественного наследия, которая представляла в сере дине и второй половине XIX в. как бы вторую струю, подводную, не оказы вавшую решительного влияния на характер искусства эпохи, развивавшегося под знаком демократизма, часто понимаемого как эгалитарность, механисти ческого материализма и подчинения искусства практическим проблемам века, на философию, преодолевавшую крайности утилитаризма и механистическо го материализма с позиций диалектического идеализма. Эта связь осознава лась не всегда и не всеми представителями модерна. Однако это не означает, что идейно-художественная программа модерна, подобно любому другому стилю, не имеет под собой широкой философской и эстетической базы. Так вот, модерн опирается на ту линию в философии и эстетике XIX в., которая выдвигает идею целостности, органичности при определяющей роли духовного начала, связанную с именами Чаадаева, славянофилов, «почвенников», Достоевского, В.Ф.Одоевского, Аполлона Григорьева, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого. Есть и другая закономерность. В большин стве своем представители модерна разделяют идеалы романтизма как определенного художественного течения, а главное, всех их объединяет особый тип мироощущения, который можно назвать романтическим. Сам же модерн принадлежит к искусству романтического типа 2773 . Чаадаев импонирует модерну идеей духовности как средства преобразо вания действительности. Славянофилы, В.Одоевский и А.Григорьев сродни модерну идеей универсального синтеза, пониманием, что он возможен лишь на основе духовного преображения жизни, апелляцией к стихийному началу, теорией «органической критики», отношением к искусству как выражению духа нации, романтической борьбой во «имя жизни» с односторонне-логическим «теоретическим мышлением», неприязнью к «отрешенно-художест венной критике» 278 . Всех их объединяет также воинствующая антибуржуаз ность социальной позиции. Из зарубежных философов и теоретиков искусства модерну особенно близки (к ним часто обращаются его сторонники) Томас Карлейль, Джон Рёскин, Уильям Моррис, Ницше, Р.Вагнер, Шопенгауэр, отчасти Шеллинг. Выбор имен чрезвычайно характерен: создатели концепций христианского и утопического социализма, противники рационализма, люди, верящие в пре образующую миссию искусства, романтики или неоромантики. Калишееский А. К вопросу о художественных приемах в современном искусстве. М., 1904,с. 22-23 XX в. Турции В. Г. Социальные и эстетические противоречия модерна. - «Вестник Московского университета», серия «История», 1977, №6. К аналогичному выводу приходят литературоведы, изучающие русскую литературу конца XIX - начала XX века (Итоги и перспективы изучения). - В кн.: Русский романтизм. Л., 1978, с. 247-248. Максимов Е. Критическая проза Блока. - В кн.: начала Блоковский сборник. Тарту, 1964, с. 55. Сущность идей, легших в основу модерна, может быть сформулирована как самоценность искусства. Искусство ценно не потому, что оно служит це лям действительности, и не потому, что оно незаинтересованно творит красо ту, а потому, что оно — искусство. Смысл этого тезиса—в преодолении присущего XIX в. одностороннего понимания искусства: оно либо подчинено действительности, либо независимо от нее. Новое толкование искусства — диа лектично. Его формула: «нераздельность и неслиянность искусства, жизни и политики» (А. Блок). Искусство — это сама действительность, одна из форм ее проявления и существования и вместе с тем результат специфической человеческой деятельности; в качестве таковой искусство способно стать средством преобразования действительности. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |