|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Все планы содержания тесно связаны между собой. Но в эклектике, стремящейся к предельной конкретизации социально-политического смысла и передаче назначения здания в его облике, разрыв между моделируемой закономерностями композиции структурой мира и содержанием, олицетворяемым формами и стилем, значительно больше, чем в модерне, тяготеющем к выражению общечеловеческого и общезначимого. Наконец, непосредственная символика форм может совершенно отсутствовать, как было, скажем, в конструктивизме, отождествлявшем символичность формы с непреодоленностью украшательства и эклектизма. Разговор о символике форм модерна, естественно, будет прежде всего разговором о символическом смысле орнаментальных мотивов или изобра зительных форм отдельных элементов. Как уже неоднократно отмечалось, модерн в целом эволюционирует от изобразительной формы к неизобразительной, преодолевая стилизацию. Точно также по мере эволюции модерна его архитектурные и декоративные формы теряют вместе с изобразительностью литературность и символичность, отдавая символико-содержательные и смысловые функции общей композиции здания, то есть сближаясь в характере интерпретации идей и тектоничности с конструктивизмом. Из носителя определенных понятий, часто очень конкретных, архитектурная форма модерна вновь, как и в средние века, становится вопло щением, знаком понятий широкого философского плана. Выражая систе мой своего построения представление о структуре мира, создавая его модель и символически-обобщенный образ действительности, она вместе с тем сохраняет умозрительность символики нового времени, отличной от наглядной конкретности и персонифицированности архитектурной символики средних веков, когда определенные части зданий, здания и целые ансамбли рассматривались как материализованный символ и модель мироздания, социальной структуры и т.д. Смысл, вкладываемый в формы, орнаментику и пространственно-планировочную структуру зданий модерна, сводится к передаче представления об органической целостности мира и органической целостности структуры сооружения. Из древнерусского и народного искусства и мира природы модерн заим ствует не только принцип «естественности», целостности, но и мир символов. Часто бывает трудно сказать, где кончается подражание природе и где на чинается подражание древнему искусству. Модерн отдает предпочтение тем природным мотивам или неизобразительным формам, которые символи зируют или вызывают ассоциации с природой как основой самой жизни. Это связано с пониманием архитектуры как второй природы: это мир, созданный человеком или преобразованный им на разумной основе, но даже в своей разумности пронизанный бессознательным, чувственным, иррациональным началом. И опять-таки это относится как к стилизациям на «русские» темы, так и к собственно природным мотивам. На фасаде дома Перцова и в «Те ремке» Талашкина С.В.Малютин использует языческий мотив Ярилы- солнца — животворного начала древнеславянской мифологии. Солнце окружено яркими, пестрыми цветами — символами жизни, радости, счастья, молодости, красоты. На фасадах построек Шехтеля — павильонов на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославского вокзала — нас встречают иные мотивы, но суть их та же. На фасаде лесного отдела выставки роспись изображает, как в чаще хвойного леса сквозь земную толщу про растают гигантские грибы, на крыльце горного павильона камни расцве тают диковинными цветами, над окном сельскохозяйственного отдела орет петух с роскошным, как у павлина, хвостом. И здесь преобладают мотивы рождения, преодоления тьмы, превращения инертной мертвой породы в пре красные цветы жизни. 270. Доходный дом в Ковенском пер. в Петербурге. 1911-1912. Арх. А. Ф. Бубырь Незамысловатости сюжетов росписей, майолик или архаичной плос костной деревянной резьбы в интерьерах Поленовой, Малютина, В. Васнецо ва соответствует наивная стилизованность изображения—орнаментальность, упрощенность форм. Они сродни мечтательной сказочности архитектур ного образа, далекого от суетности и прозаизма обыденщины. В них нет ничего общего с натуральностью и правдоподобием трактовки природных мотивов в эклектике. Новый образ, новое понимание диктуют применение новых средств. Если же архитекторы создают проекты, свободные от исторических ассоциаций — особняки Рябушинского (1900) и Дерожинской (1902), торговый дом Морозовых «Боярский двор» (1900), Художественный театр (1900), типография Левенсона (1900) — Ф. О. Шехтеля; Народный дом (1902), особняки Миндовского и Кекушева, доходный дом Исакова (1906) и др. — Л.Н.Кекушева, проекты и постройки И.А.Иванова-Шица, В.Ф.Валькота, Н.В.Васильева, Р. Ф. Мельцера, Ф. И. Лидваля и других, — они прибегают к мотивам, также стилизующим природные или ассоциирующимся с ними. Стеблеобразные, похожие на языки пламени, словно колышущиеся под порывом ветра травы, цветы на длинных стеблях, гребни волн, морские мотивы воплощали вечно возобновляемое, неисчезающее, рождающееся вновь и вновь движение и жизнь природы. Часто встречается женская фигура, тонкая и бесплотная, почти скрытая ниспадающими длинными волосами, сливающимися с мягко струящимися складками одежд, олицетворяющая «вечную женственность», жизнедающее и жизнетворящее начало. Стебли тростника, кувшинки, лилии, ромашки, маки, орхидеи, многие другие виды цветов на тонких гибких стеблях, тема воды и морской жизни, обитатели морского дна — медузы, осьминоги, морские звезды, формы низшей органической жизни, птицы, гады, пресмыскающиеся, улитки — обычная тема обоев, тканей, орнаментики раннего модерна. Любимы изображения павлинов — эмблемы красоты, лебедя — гордости и целомудрия, листвы — вечной жизни, подсолнуха — верности, маков — опьянения и грез. Распро странены мотивы, напоминающие кости скелета, сухожилия, пучки нервов. Бесконечны вариации змеевидных, скользящих, извивающихся, подвижных, колеблющихся, похожих на линию удара бича, усики улитки или винограда, линий, то полных энергии и силы, то вялых и расслабленных, нервных и напряженных. Специфичны для модерна и всевозможные «гибридные» существа — русалки, кентавры и т.п., символизирующие вечную изменчи вость, круговорот, взаимообратимость явлений жизни. Тематика орнаментальных мотивов и стилизованных форм многозначна. Она обрастает широким слоем символико-литературных ассоциаций, связанных с представлением о рубежности эпохи. Неудовлетворенность, тоска по идеалу, разочарование в буржуазной действительности, ощущение ее мерзостности, разложения, загнивания и тления, исчерпанность истории и чувство «бездны» — это один аспект настроений модерна. Юность, возрождение, вечная жизнь, «весна священная»,надежды,предчувствия, ожидания — второй. С ними нераздельны ощущения переходностимомента,неустойчивос- ти, неуверенности, утраты фундамента и основ (не потому ли так любимы колеблемые ветром цветы на длинных стеблях, гибкие травы, длинные сте бли водорослей и тростников, не потому ли модерн избегает геометрически четких форм и прямых углов?). Каждая форма рассматривается как носитель определенного смысла и одновременно ключ к его пониманию. Лишенные конкретности, передающие тонкие оттенки чувств и настрое ний образы модерна, допускавшие самое широкое и разноречивое толкова ние, позволяли современникам увидеть в них и олицетворение новейших космогонических представлений, и образ современной социальной структуры, и символ мироощущения эпохи, и идеальную модель мира. Часто не желание считаться с изначальной программной противоречивостью мо дерна ведет, вольно или невольно, к искажению смысла его образов. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |