|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Главная же задача красочной стенной живописи и панно какого бы то ни было содержания и также скульптуры состоит в повышении художественного значения соору жения в соответствии с назначением его... Это взаимотношение между ар хитектурой, живописью и скульптурой в своей совокупности должно ввести зрителя в то настроение, которое отвечает назначению здания». «Настроение» — это специфическая, создаваемая преобразованной модерном средой атмосфера лирической взволнованности, одухотворяющая мертвую материю и возвышающая душу. Такова форма протеста против буржуазности и ее этических норм — конформизма, обезличенное, благонамеренности. «Настроение» модерна вмещало в себя томление по лучшей жизни, рафинированность ощущений и интеллекта, органическую неспособность удовлетворяться только мате риальными благами. Обстановка модерна подчинена созданию условий, мак симально благоприятствующих возможности отдаться высшим интересам, творчеству, всему, что отделяет человека от мещанства, от поглощенности повседневными заботами. Она принципиально исключает обыденность и бытовизм. Благополучию и удовлетворенности, упоению вещами и «демократическому аристократизму» художественного идеала второй половины века модерн противопоставляет бессословность своего эстетического идеала — нового, свободного от подражательности, напряженность чувства, наконец, красоту как антитезу меркантильности эпохи и царящему вокруг безобра зию: уродству общественной системы, исчерпавшей и пережившей себя государственной власти, уродству социальных отношений — трагизму нищеты городского пролетариата, забитости и дикости нравов деревни, успо коенности и прозябанию городского обывателя. Это страстный порыв к свету, красоте, свободе, мечта, недостижимая и эфемерная. И поэтому есть в модерне что-то бессильное. Рефлексия иногда разрушает решимость и напор, а в мечтательности и предчувствиях звучит пронзительная тоска, сжимается сердце, как от звука лопнувшей струны в пьесе Чехова. Возможность воплотить прекрасную мечту модерна в жизнь имели лишь немногие избранные. Буржуазия воспользовалась открытиями художников, поддерживая и заигрывая с новаторами — символистами и «декадентами». Шехтель построил в Москве для одного из братьев Рябушинских великолепный особняк, в котором современный ему критик увидел «стиль сверх модерн, стиль миллионов» 314 . Справедлива ли такая оценка? 259. Ярославский вокзал. Фрагмент входной башни "'Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре, с. 21. И да и нет. Справедлива, поскольку строительство такого особняка было под силу лишь одному из некоронованных императоров России. В этом смысле особняк Рябушинского столько же социальная утопия, сколько образец «стиля миллионов». Таков еще один аспект «буржуазности» мо дерна, выражающий, скорее, не социальную заостренность теории, а парадок сальность социальной жизни этой теории в конкретных исторических условиях. Основывающееся на ней искусство используется и потребляется теми кругами, той силой, против которой объективно направлено острие программы модерна. С некоторой аналогией парадоксальности подобной ситуации нам уже приходилось встречаться в эклектике. «Готика» 1830—1840-х гг. выражала фактически антигосударственные настроения, но одним из инициаторов и покровителей этого стиля был Николай!. Антибуржуазная направленность модерна более широка, всеобъемлюща и менее конкретна. Соответственно значительно определеннее выражена и парадоксальность форм ее проявле ния — антибуржуазная буржуазность, поскольку строительство в «новом стиле» ведется имущими деньги и власть. Можно наметить эволюцию понимания модерном своей преобразовательной миссии. Первый этап — противопоставление прозе буржуазной действитель ности, ее социальному и нравственному уродству, бездуховности прекрас ного мира поэзии и грез о прекрасных и вечных ценностях, воплощаемых в культуре прошлого (национально-романтический вариант модерна в Рос сии). Второй — попытка преодолеть ужасное и отвратительное в действитель ности, создав в архитектуре нечто противостоящее действительности, на делив красотой и опоэтизировав достижения новейшей урбанистической куль туры, техники и комфорта («интернациональный» вариант модерна, со ответствующий зрелому «Ар Нуво» Центральной Европы). И, наконец, третий этап — поздний модерн, апеллирующий в значительной мере к объек тивному идеалу, отвергающий обязательную новизну и беспрецедентность форм более ранних этапов как выражение индивидуалистических притя заний переделать мир в соответствии с волей и представлениями отдельной личности. Поздний модерн столь же максималистичен в своих притязаниях на переустройство мира, как и более ранние этапы, но визуально лишен передержек субъективизма. Акцент переносится с противопоставления все му существовавшему (миру вообще) на собственно созидательное начало и поиски в нем разумного основания. Антибуржуазная заостренность позд него модерна в России выражается в акцентировании духовного начала и красоты в не только структурно, но и зрительно рациональном и целесо образном. Это одушевление прозы, а не попытка заставить забыть о ней, что характерно для предшествующих этапов. Из нового понимания социальной миссии искусства и представления о его самоценности непреложно вытекает такая характерная особенность модер на, как специальная забота о красоте. Красота — это то, что отличает произ ведение искусства от других продуктов человеческой деятельности. Естест венная красота — это потребность нравственно здорового человека, здесь английский философ Рёскин и русский писатель Достоевский буквально повторяют друг друга. Свойство, дающее человеку радость, духовное на слаждение, — не может быть бесполезным. Уже говорилось, что одушевляющую модерн романтическую идею са моценности красоты нельзя рассматривать вне исторического контекста. Конечно, нельзя забывать об апологии чистого искусства в модерне: «.. .мы изгнали из художественных произведений всякую нарочитую внехудожест- венность, всякую < идейную начинку>, тенденцию и <направленство> из живописи и <публицистику) из изящной словесности, мы хотим чистого ис кусства». «Архитектурная Москва», вып. 1. М , 1911, с. 23. Однако следует помнить, что чистое искусство, то есть искусство как таковое, в понимании модерна не соответствует представлению о чистом искусстве в понимании, характерном для XIX в. Кроме того, на рубеже XIX — XX вв. традиционное «направленство», в том числе передвиж ничество, в живописи утрачивает свою радикальность, теряя одновремен но художественную убедительность и моральный авторитет. То же следует сказать о «русском» стиле и о рациональном направлении в архитектуре. Чистое искусство во многом трактуется модерном в том смысле, в каком толковал незаинтересованность искусства, его бесполезность Чаадаев — как свободу от необходимости приносить пользу утратившему всякий авто ритет режиму, свободу от полезности существующему порядку вещей. «Требование к художнику служить общественным целям, быть проводником нравственности охотно поддерживается господствующим, хотя и ис торически обреченным классом и его властью во имя политического само утверждения. Людовик XIV и Наполеон, Николай I и Меттерних отвергали идею <искусства для искусства> и призывали художников содействовать нравственному воспитанию людей... В свою очередь идея <чистого> ис кусства нередко, особенно в периоды временной стабилизации власть иму щих, используется как форма протеста или отказа художника следовать господствующей доктрине политики и морали» 316 . В этом контексте и следует воспринимать сентенцию, напечатанную в журнале «Мир искусства»: «Для меня совершенно непонятно требование общественного служения искусства на почве установленных для него предписаний» «Аполлон», 1911, №2. с. 66. Томтых В. Не моралью единой... - В кн.: Искусство нравственное и безнравственное. М.. 1969,с. 55-56. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |