|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Из отечественных мыслителей больше всего сделали для разработки теории самоценности искусства Ф. М. Достоевский,В. С. Соловьеви Л. Н. Толстой. К ним непосредственно и опосредованно (через символистов) апеллирует модерн. Концепция самоценности искусства, являющаяся по сути дела выражением диалектического понимания природы искусства как нераздельности полезного и прекрасного, подводит нас к осознанию глубинного родства модерна и философских концепций диалектического идеализма. Последние типологически изоморфны (структурно подобны) формальной системе модерна. Наиболее аргументированное и, пожалуй, наиболее раннее по времени изложение концепции диалектичности искусства, сформулированное в по лемике как со сторонниками «искусства для искусства», так и с «утилитаристами», мы встречаем у Достоевского. Обращаясь к последним, и в частности к Добролюбову, он говорит: «...вы не отвергаете художественности, но требуете, чтоб художник говорил о деле, служил общей пользе, был верен современной действительности, ее потребностям, ее идеалам. Желание пре красное, но такое желание, переходящее в требование, по-нашему есть уже непонимание основных законов искусства и его главной сущности — сво боды вдохновения. Это значит просто не признавать искусства как орга нического целого... Вы как будто думаете, что искусство само по себе не имеет никакой нормы, никаких своих законов, что им можно помыкать по произволу, что вдохновение у всякого в кармане по первому востребованию, что оно может служить тому-то и тому-то и пойти по такой дороге, по которой вы захотите. А мы верим, что у искусства собственная, цельная, органическая жизнь и, следовательно, основные и неизменные законы для этой жизни. Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете... потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живет, потому что человек наиболее живет именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное жела ние всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть гармония и спокой ствие» 279 . Достоевский Ф. М. вопрос об искусстве (1861). - В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-й полутом, с. 476. Достоевский считал, что правда художественная не тождественна правде жизни. У художественного произведения свои законы. Но каково бы ни было искусство в каждый определенный момент своего существования, оно «всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать... Чем свободнее будет оно раз виваться, тем нормальнее разовьется, тем скорее найдет настоящий и полезный свой путь. А так как интерес и цель его одна с целями человека, которому оно служит и с которым соединено нераздельно, то чем сво боднее будет его развитие, тем больше пользы принесет оно человече ству. Поймите же нас: мы именно желаем, чтоб искусство всегда соот ветствовало целям человека, не разрознивалось с его интересами... Идеал красоты, нормальности у здорового общества не может погибнуть. Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве — всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее» 280 . Формула Достоевского — «искусство само себе цель» — не имеет, таким образом, ничего общего с теорией чистого искусства. Эта романтическая в основе теория самоценности искусства значит лишь, что искусство может быть максимально полезным действительности именно как искусство: своей художественностью, эмоциональностью, духовностью. В этом же смысле следует трактовать и другую его формулу: «красота спасет мир». Она спа сет мир выразительной силой художественности. Художник — пророк и провидец будущего, силой своего гения создающий шедевры искусства, — по могает людям «выделаться в человека». Одухотворяя личность, делая ее внутренне богаче и красивей, красота искусства, пересоздавая мир людей, пересоздает общество. Концепция диалектической сущности искусства получила классическую формулировку в трудах Вл. Соловьева. Он дал определение диалектичности искусства и совпадения в произведении искусства разных аспектов. «Сторонники чистого искусства» «не ограничиваются справедливым утвержде нием специфической особенности искусства или самостоятельности тех средств, какими оно действует, а отрицают всякую существенную связь его с другими человеческими деятельностями и необходимое подчинение его общим целям человечества, считая его чем-то в себе замкнутым и безусловно самодовлеющим; вместо законной автономии для художественной области, они проповедуют эстетический сепаратизм. Но хотя бы даже искусство было точно так же необходимо для всего человечества, как дыхание для отдель ного человека, то ведь и дыхание существенно зависит от кровообращения, от деятельности нервов и мускулов, и оно подчинено жизни целого; и са мые прекрасные легкие не оживят его, когда поражены другие существен ные органы. Жизнь целого не исключает, а напротив, требует и предполагает относительную самостоятельность частей и их функций, но безусловно са модовлеющею никакая частная функция в своей отдельности не бывает и быть не может» 281 . В своей эстетической теории Соловьев акцентирует активность общест венной позиции искусства. «Бесполезно для сторонников эстетического сепаратизма и следующее тонкое различие, делаемое некоторыми. Допустим, говорят они, что в общей жизни искусство связано с другими деятельностями, и все они вместе подчинены окончательной цели исторического развития; но эта связь и эта цель, находясь за пределами нашего сознания, осущест вляются сами собою, помимо нас, — и, следовательно, не могут определять наше отношение к той или другой человеческой деятельности; отсюда за ключение: пускай художник будет только художником, думает только об эстетически прекрасном, о красоте формы, пусть для него, кроме этой формы, не существует ничего важного на свете. 280 Достоевский Ф. А вопрос об искусстве. - В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-й полутом, с. 480. Соловьев Вл. Первый шаг к положительной эстетике. - В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-й полутом, с. 556. Подобное рассуждение, имеющее в виду превознести искусство, на са мом деле глубоко его унижает, — оно делает его похожим на ту работу фабричного, который всю жизнь должен выделывать только известные ко лесики часового механизма, а до целого механизма ему нет никакого дела. Конечно, служение псевдохудожественной форме гораздо приятнее фабричной работы, но для разумного сознания одной приятности мало» 282 . Суть философии и эстетики Соловьева — в идее конечного слияния истины, добра и прекрасного в мире. Конечная тождественность этих начал означает, что в основе своей бытие и прекрасное также тождественны. Взаимосвязь и взаимозависимость природы и искусства не сводятся к подражанию искусства природе. Соловьеву кажется неприемлемым поло жение о подражательной сущности искусства, на котором основывалась эстетика нового времени. Для него эта зависимость означает, что искусство продолжает дело, начатое природой, «в дальнейшем и более полном разре шении той же эстетической задачи» 283 , то есть не облагораживание уже существующего, а создание нового или, вернее, пересоздание существующего на началах истины, добра и прекрасного. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |