|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА |
||||||||||||||||||||
Догматизм архитектуры предшествующего периода, ассоциировавшийся у сторонников модерна с академизмом, родился, по их мнению, на почве охранительной идеи государственного величия: приверженность отжившим канонам и омертвелым схемам они отождествляют с омертвелой формой, лишенной содержания, — самодержавием. Государство регламентирует архитектуру с тем, чтобы сознательно или бессознательно воздействовать на подданных единством и величием сооружений. Следствие этого — образование архитектурной касты, канонизация определенных архитектурных форм в законодательном порядке, например во времена Николая П. Догматизм в архитектуре существует и поддерживается «искусственно и исключительно усилиями сильной государственной власти». В этом плане в модерне, как в свое время в «готике» и неофициальных течениях «русского» стиля, видится не явление, замкнутое в узкой сфере художественных интересов, но символ восстания против системы, директивно насаждающей и насильственно поддерживающей каноны и подражательность, — против самодержавно-бюрократической государственной машины. Антитеза средние века — новое время для сторонников модерна полна животрепещущего смысла. Они апеллируют к средневековью не только в поисках новой системы формальных средств, но и нового идейного содер жания. Для них средневековье — олицетворение всенародного искусства и зримый контраст чуждому народу искусству нового времени, которое рассматривается как порождение деспотической власти и аристократизма. «Эволюция строительства, занимающего с древних времен видное положение среди образованных классов, в двух словах такова. Основанное на религиозном сознании искусство древнего грека было всенародным; поэтому и архитектурные формы того времени были общепонятны. Рим объединяется уже другим принципом: идеей государственности... Хрис тианство первых веков было последовательнее других религий, что и отразилось на формах, которые были понятнее народу, чем древнеримские. То же можно сказать и о развивающемся на той же почве романском стиле. Но конец средних веков характеризуется утратой веры высшими классами, действительная гегемония которых сменяется гегемонией показной, декоративной. Для поддержания ее и создается знаменитый ренессанс, подчеркивающий внешним образом величие светской власти — сначала пап, затем Наполеона... На почве такого чередования направлений архитектура утратила не только общепонятность, но и логику» 333 . В эклектической архитектуре, использующей формы стилей, рож денных эпохами социального неравенства, модерн усматривает одно из проявлений неизжитой сословности. Теперь тонко чувствуют различие между стилизаторством эклектики и стилизацией модерна, поскольку для последней важен не столько декор, украшение, сколько принцип, закономер ность, а изменение метода изменяет и образное звучание архитектуры: зодчий стремится к воссозданию народного духа, а не форм, некогда при менявшихся. Стилизации В. Васнецова, К. Коровина и других вызывают восхищение современников общечеловечностью образа и отсутствием социаль ного чванства. «В этих произведениях чувствуется верхним чутьем угадан ная мысль великого социального значения (курсив наш. — Е. К.) поскольку она может быть выражена в архитектуре: в этих произведениях чувст вуется человек с его душою, а не декоративный материал для выходов и па радных торжеств» 334 . Петербургского общества архитекторов. - «Зодчий», 1907, №15, с. 153. '"Беседа о Л. Н. Толстом в обществе архитекторов-художников (изложение выступления Б.Н.Николаева о сущности архитектуры на основе определения искусства Л. Н. Толстым). - «Зодчий», 1908, №40, с. 375. 268. Доходный дом Лидваля. Подъезд Художественный идеал модерна программно демократичен. Характер ную для эклектики эстетику роскоши или, точнее, эстетику богато укра шенных предметов вытесняет эстетика целесообразности, простоты и об щедоступности. Модерну претит роскошь и претенциозное желание по ходить на аристократов, постоянно обнаруживаемое в эклектике. «Роскош ное» становится синонимом антихудожественного, иными словами, модерн «представляет правду на место по существу неправого излишества» 335 . Он не приемлет ориентации на дворцовость, на представительность, на парад ность, то есть на достоинства и ценности, так или иначе связанные с сослов ными границами и социальным неравенством. Он утверждает ценности, вне- сословные и не зависящие от имущественного ценза — человека и его душу. В этом своеобразие демократизма модерна, специфика его антибуржуазнос ти, понимаемой как отрицание социального неравенства и бездуховности мира капитала. В модерне чрезвычайно сильно выражена антипомпезность, антипре-зентативность. Этой сознательной позицией связывалось неприятие былой архитектуры как архитектуры высшего сословия, обслуживавшей дворян ство и оформлявшей его церемониальный быт. По выражению современника, модерн — это «стиль третьего сословия, людей, живущих в небольших комнатах трудом своей головы и рук своих, стиль, соответствующий мирным занятиям буржуазного класса и новым требованиям комфорта, не мог сде латься парадным стилем, как стиль Людовика XVI , когда люди мало заботились о красоте интимной обстановки. Иное теперь. Центр тяжести нашей роскоши переместился из приемной в рабочий кабинет, в жилые комнаты. Заботы богатого класса теперь — о красивых мелочах, об изящной прос тоте повседневных, близких предметов» 336 . Эта тирада еще раз позволяет почувствовать своеобразие демократизма модерна, столь отличного от демократизма эклектики, где каждый купец понимал, что он ничуть не хуже «ихнего голоштанного дожа», а каждый писарь или чиновник желал жить в доме, походившем на дворец дожа. Модерн, конечно, стиль третьего сословия. Но он сознательно ставил це лью сделаться стилем всенародным, в том числе и стилем четвертого сосло вия, отбросив представительность архитектуры как атрибут аристократи ческого общества. В этом он много демократичней и последовательней эк лектики, для которой формы аристократического быта неизменно сохра няют обаяние. Модерн аристократичней эклектики в другом. Об одном из аспектов аристократизма модерна, вопреки программе обусловленном объективными моментами социального строя, уже говорилось. Здесь речь идет о принципиально иной разновидности аристократизма модерна — о его программном аристократизме, который можно охарактеризовать как аристократизм ду ховный, интеллектуальный. В его образах нет простонародности и обще доступности. Его композиции рассчитаны на подготовленного человека, он ориентируется на людей с достаточно высоким уровнем знаний, способ ных увидеть за мнимой простотой или нарочитой усложненностью формы аналогии с современностью, воспринять принципиальную метафоричность содержания, о котором повествуют также ритмы, краски, линии, а не только определенные формы, отождествляемые с соответствующими им идеями и понятиями. Аристократизм модерна — одно из многих проявлений его диалектичности: оборотная сторона его демократизма. Эклектика стремится к удобопонятности, модерн хочет возвысить всех до уровня избранных. Николаев Б. Об архитектурном образовании. «Зодчий», 1905, №1, с. 11. Страхов Л. Эстетические задачи техники. М.. 1906, с. 89. Маковский С. Талашкино. Изделия мастерской княгини Тенишевой. М., 1905, с. 57. 269. Новый пассаж на Литейном пр. в Петербурге. 1912-1913. Арх. Н. В. Васильев. Портал входа В любом стиле существует несколько планов содержания, выражаемого в его формах. Первый наиболее высокий, нечто вроде модели мира в том виде, в каком его представляет эпоха. Это план объективный, создаваемый зодчим непреднамеренно, вне зависимости от личных желаний и индивидуальных устремлений. Существует второй, непосредственно содержательный план, символизируемый определенными формами. Когда речь идет о сим волике архитектурной формы, то обычно имеют ввиду этот более конкретный план содержания. Есть еще третий план — выражение в облике здания его назначения и, наконец, четвертый — передача в формах здания работы его конструкции. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |