|
|
|
|
Вариации на
тему любви
Конец 80-х… Маленький провинциальный городок, погрязший в пьянстве,
блуде и скандалах. Старая квартира. Стол. Диван. Портрет Хемингуэя. Здесь
живет девушка Оля. Молодой интеллигент Алеша снимает комнату.
Итак, Н. Коляда. А вместе с ним то недавнее время, когда страна пребывала
на грани нервного срыва предсмертной агонии советского государства, овеянной
апокалиптическими мотивами. Отсюда и незамысловатый фон сюжета фантастическая
идея наступления конца света, когда все полетит в тартарары.
В чем же спасение?
- В любви, - отвечают классики, столь любимые Алексеем.
Нет, - опровергает их современный драматург.
Нет, - горьким эхом вторят ему герои.
Четыре человеческие судьбы проходят пред зрителем: Оли (Т. Мухина), ее
сестры Инны (Ю. Марова), соседа-любовника Миши (С. Виноградов) и приезжего
молодого интеллигента Алексея (С. Шарифуллин). Судьбы простые и вместе
с тем сложные. Все герои нуждаются в любви. Но каждый понимает это чувство
по-своему. Отсюда вариации на тему - подобно мозаике, они ложатся коряво
и неровно. В итоге - цепь несовпадений, разочарование.
Для Инны, измученной вином и одиночеством, любовь - это возможность убежать
из ненавистного города, увидеть Москву, стать счастливой.
Любовь в понимании Миши - удовлетворение плоти. Радость и шарм адюльтера.
Пьянка - стиль его жизни, в которой любовь подобна водке.
Алексей молодой, привлекательный, умный- идеал провинциалки. Однако сам
он влюблен в великую русскую литературу. И ни в кого больше.
Что значит любовь для Оли? Наверно, все. И даже чуть-чуть больше: возможность
обрести ребенка. Ведь дети, как она считает, получаются только по любви.
Оля влюбляется в Алексея, но, разумеется, остается непонятой. «Сумасшедшая»,
«больная», «полудурошная», как называют ее все герои, отнюдь не только
смех вызывает она у зрителя, но и… жалость, и уважение. Очень сложен и
противоречив образ этой девочки-женщины, но Мухина раскрыла его во всей
глубине. И тем сильнее хочется плакать, чем больше смеешься над откровенно
нелепой героиней этой грустной истории.
Привычное пространство сцены разделено своеобразной диагональю - рядом
цветочных горшков. В одном из получившихся треугольников разыгрывается
действие, в другом сидят зрители. Пустой зал - тоже сцена. Тюзовскому
зрителю уж не раз приходилось бывать на сцене, но здесь, на тесных подмостках
Учебного театра, это перемещение из зала на сцену потрясает еще больше.
Зритель помещен в самую суть происходящего. И оттого пронзительнее переживает
он неблагополучные судьбы героев, их нелепые поиски и тяжкие необретения
любви.
Итак, Н. Коляда. «Знатоки» говорят будто «так себе пьеска». Но ведь пьеса-то
о вечном. И до сих пор актуальна, хоть сейчас и не Советский Союз, хоть
и радио теперь о другом говорит … А музыка «Кармен» по-прежнему играет.
И любить по-прежнему хочется.
|
Мастер и его студенты
Хорошо и тихо в Божьем мире
|
|