|
Сайт Ольги Орловой переехал на www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ ХХ век внес большие коррективы в систему взглядов на творчество. Непосредственно это выразилось в появлении философии творчества , что уже говорит, с одной стороны, о возрастающем значении художника в новом мире, а с другой – о необходимости переосмысления его отношений с меняющимся миром. Дуализм бытия и сознания, организующий картину мира девятнадцатого века, был в условиях гуманитарных катастроф редуцирован до системы «текст-реальность». Искусство стремилось творить реальность по своему усмотрению не в последнюю очередь в результате того, что конфликт творца с чуждым ему миром обострился до предела. В философии ХХ века творческая личность и процесс творчества тесно соотносятся с теми изменениями, которые произошли как в социуме в целом, так и в мировоззрении отдельного человека в частности. Одновременно науки (не только философия и эстетика, но различные ветви искусствоведения, психологии, физиологии а также культурологии), по мере своего развития, стремились понять художника «изнутри», как бы моделируя процедуру поиска и обретения или не-обретения художником своей идентичности (в некоторых вариантах – самосознания). Русская религиозная философия (Д.Андреев, Н.Бердяев, В.Зеньковский, В.Соловьев, В.Розанов, П.Флоренский) отходила от строгих канонов логических размышлений, подтверждая, таким образом, актуальность иррациональных течений в культуре в общемировом масштабе. Совершенство жизни достижимо только усилиями человечества, которое продолжает творческий акт природы, мировой души. Так творчество, творец и творение в концепции Соловьева объединяются Божественным началом. Наиболее основательно проблема творчества была раскрыта на русской почве Н.Бердяевым. Мыслитель, создавший философию творчества, полагал его как миссию, нравственный долг человека, который распространяется на все аспекты человеческой деятельности. У Бердяева, как и у Соловьева, перед человеком стоит теургическая задача – творение мира через его преображение и одухотворение. Творчество гениально по самой своей природе как отображение в человеке Бога-творца. Творцы зависят от окружающей среды, но главная проблема в том, что они творят из ничего, вносят в мир новое, то, чего не было раньше в истории. Таким образом, автор идентифицируется как демиург в бытийном, а не только и не столько в художественном плане. Философия экзистенциализма – реакция на кризис гуманизма – продолжила линию переориентации с проблем онтологии и гносеологии на «проблему человека» в рамках философии жизни. Внимание к художнику как к личности, с одной стороны, было обусловлено тем же, чем и прежде: художник – своеобразный камертон эпохи, тонко чувствующий ее изменения. С другой стороны, только творческая деятельность, по мнению экзистенциалистов, дает человеку освобождение от чувства безысходности, бессмысленности всего происходящего. Экзистенциальная философия рассматривала творчество как попытку выхода из неизбежного и неизбывного конфликта человека с окружающей его средой. Творчество – «способ отношений человека и окружающего мира» , единственный способ, который можно назвать успешным. Для А.Камю, в созданной им картине мира, творчество – альтернатива бессмысленному не-существованию. Несколько в ином ключе – в категориях свободы-приспособления – рассматривал проблему Э.Фромм. В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовать мир. А это невозможно без тяготения к трансцеденции, поисков идеального. Таким образом творчество – «глубинная интенция человека, характеризующая позитивно свободную личность» . В произведениях Ж.-П.Сартра на основе оппозиции «Я-Другие», где «Я» подразумевает актуализацию авторского начала, мир завладевает душой персонажа, принуждает его к компромиссам, не позволяет найти освобождение ни в бегстве, ни в любви, ни в бунте, ни в творчестве. Для большинства героев Сартра культура фатально сводится к «реалистическому» свидетельству о существующем; не зная творчества, не осуществляя авторства в экзистенции, они порабощены, заворожены миром, не могут утвердиться духовно за его пределами. Для Сартра писать – значит не изображать внешнюю действительность, но выражать себя. Только после того, как признана, зафиксирована в качестве неотъемлемого права творческой личности эта свобода самовыражения, возникает проблема ответственности писательского слова и писателя. Отсюда - требование через творческую свободу вернуться в мир, изначально ангажирующий творца помимо его воли. «Писатель находится в определенной ситуации: каждое его слово вызывает отклики. И молчание – тоже» . Пытаясь вывести человека из состояния потерянности, оторванности от смысла существования, экзистенциализм заново испытывает доставшиеся в наследство от прошлого смыслы, изобретает новые. В философии В.Франкла «ценности созидания – один из неотъемлемых способов психологической реализации человека» . Автор – это не только творец художественного образа, но носитель активного жизнетворческого начала, позволяющего противостоять чужой воле и бесконтрольно развивающимся событиям. Размышления Сартра об ответственности художника продолжены Ж.Маритеном: «В конце концов, художник обнаружил, что сознательно взял в свои руки созидание совести в обществе без совести» . Философская концепция психоанализа трактует художественное творчество как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений (инфантильно-сексуальных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. Если фрейдистский дискурс нацелен на творческий процесс и выявляет биографическую подоплеку автора, то юнгианский дискурс предполагает не индивидуальное, а национальное и общечеловеческое подсознание в его неизменных образных формулах – архетипах, составляющих содержательную форму произведения. В центре здесь не личность автора, а надличностный характер творения, сверхличная внесознательная символика: внеисторические феномены пространства и времени («открытое» и «замкнутое», «внутреннее» и «внешнее»), биологические субстанции («мужское» и «женское», «младенческое» и «старческое»). Начало принципиальной дегуманизации в исследовании художественного творчества положила аналитическая философия , для которой характерны сведение всех философских проблем к проблемам языка, акцентирование внимания на проблеме значения, противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии. В рамках этой концепции как читатель, так и автор произведения практически утратили самостоятельное значение. Реакцией на основные положения аналитической философии, в определенном смысле лишь углубившей их дегуманистические тенденции, стала философия постструктурализма, в свою очередь, явившаяся идейной основой постмодернизма. Господству эпистемы культурного бессознательного постструктуралист М.Фуко противопоставил деятельность социально отверженных: безумцев, больных, преступников, мыслителей и художников типа де Сада, Ницше и др. Идеальный интеллектуал, являясь аутсайдером по отношению к современной ему эпистеме, осуществляет ее деконструкцию. Редуцирование сознания человека до текста, отношение к культуре как к тексту (проблема интертекста) обусловили критику субъективности, породили концепцию «смерти субъекта», через которого говорит язык, «смерти автора» (Р.Барт) и «смерти читателя». Мы констатируем наличие специфической постмодернистской теории, однако не останавливаемся на этом механизме в собственном анализе. Несмотря на активное формирование естественно-научного дискурса культуры и, в частности, интегративное осмысление проблемы автора, в современной науке существует мнение о принципиальной научной непознаваемости творческого процесса. Дискутируются такие понятия, корреллирующие понятие автора, как вдохновение, воображение, творческий импульс, интуиция, одаренность и др. (в связи с различными художественными методами). В настоящее время постулируется необходимость комплексного изучения процессов создания и восприятия художественного произведения. В качестве подобного универсального метода в области гуманитарных наук может рассматриваться герменевтика . Инструментом интерпретации произведения признается сознание воспринимающей личности (читатель - как автор), интерпретация рассматривается как производная от восприятия, в том числе и от его социального контекста.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1991. С.316. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.218. Французские писатели о литературе. М., 1978. С.266. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.180. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 183.
|
|||||
nt-n.da.ru o-rl@mail.ru гостевая |
страницы: 1 | 2 | 3← | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
||||
© Ольга Орлова |