ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Философско-психологические аспекты изучения творческой личности 1.1. Психологические уровни рассмотрения идентичности творческой личности 1.2. Психологические и экзистенциальные механизмы поиска идентичности творческой личностью Глава 2. «Повествовательная идентичность» творца как инвариант персональной идентичности человека Введение Проблема кризиса идентичности находится сегодня в центре внимания «понимающих» наук. Понятие персональной идентичности в западной гуманитарной мысли уже давно стало обиходным термином, и в отечественной гуманитаристике это понятие получает все большую популярность. В современной социологии кризис идентичности рассматривается как кризис социального самопричисления, самоопределения индивида в социальном пространстве, в психологии как эмоционально-когнитивный процесс отождествления себя субъектом с другим субъектом, индеферентной группой и т.д. Однако в рамках данного реферата нас прежде всего будет интересовать рассмотрение обозначенной проблемы в фокусе философской мысли, который предполагает одновременное удерживание субъектом состояния «самости» и «тождественности». При этом нас прежде всего будет интересовать осмысление философами проблемы персональной идентичности творческой личности, проявленной в художественно-дискурсивных практиках. Объект исследования: историческая традиция и актуальная практика рассмотрения проблемы кризиса персональной идентичности в философской мысли ХIХ- XX веков. Предмет исследования: работы, посвященные осмыслению отличительных особенностей идентичности творческой личности в процессе творчества. Цели исследования: Актуализировать философско-психологические аспекты изучения творческой личности. При этом решить следующие задачи : выявить психологические уровни рассмотрения идентичности творческой личности; определить механизмы поиска и обретения или не-обретения идентичности творческой личностью в процессе творчества. 2. Проанализировать предложенное П. Рикером понятие «повествовательной идентичности». При этом решить следующую задачу : выделить и рассмотреть идентификационные функции повествования. Методология исследования. В свете данного изложения для нас важны идеи современной герменевтики , в частности Г.Г. Гадамера, П. Рикера, об опосредованности формирования персональной идентичности знаково-символическими ресурсами культуры. Степень разработанности проблемы. Тема реферата предопределила обращение к разнообразному кругу философской литературы. В центре нашего внимания находилась личность художника в процессе воплощения художественного замысла. Вследствие этого нас интересовали проблемы изучения 1) психологии и философии художественного творчества, 2) личности в контексте исторически-конкретного времени. Мы обращались к работам философского плана, определяющим менталитет, типологические особенности, историческую значимость творческой личности (Платон, Аристотель, Г.Гегель, В.Соловьев, С.Франк, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Ж.Маритен, В.Вейдле), к трудам по социальной психологии (И.Кон, В.Франкл, Э.Фромм), к исследованиям психологии творчества и индивидуальности художника (А.Азов, Л.Выготский, Л.Закс, Т.Злотникова, З.Фрейд, К.-Г.Юнг), В основных своих подходах наше исследование опирается на следующие концепции: – классические и современные, отечественные и зарубежные школы философской эстетики (М.Бахтин, Н.Бердяев, А.Лосев, Платон, Г.Гегель); – традиции герменевтического учения о принципах толкования и интерпретации текстов культуры (М.Бахтин, В.Библер, Г.-Г.Гадамер); – семиотические традиции истолкования культуры (Р.Барт, Ю.Лотман, У.Эко);
|
||||
nt-n.da.ru o-rl@mail.ru гостевая |
страницы: 1← | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|||
© Ольга Орлова |