|
Сайт Ольги Орловой переехал на www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ 2.3. Герой Герой – традиционное обозначение целостного существования человека в искусстве. Из теоретических разработок по проблеме литературного героя следует упомянуть нарратологию (теорию повествования) и работы М.М.Бахтина, посвященные отношениям автора и героя, типам героя в зависимости от жанра произведения, функционированию автора как героя. Нарратология представляет акт художественной коммуникации как процесс, происходящий одновременно на нескольких повествовательных уровнях. Именно в рамках теории повествования получили обоснование повествовательные инстанции, выступающие в роли членов коммуникативной цепочки, по которой осуществляется передача художественной информации от писателя к читателю, находящихся на различных полюсах процесса художественной коммуникации. Персонаж по представлениям нарратологии - сложный феномен, находящийся на пересечении различных аспектов того коммуникативного целого, каким является художественное произведение. Как правило, персонаж обладает двумя функциями: действия и рассказывания. Таким образом, он выполняет либо роль актора, либо рассказчика-нарратора. «Актор – термин нарратологии, абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации. На разных уровнях повествования в зависимости от степени абстрактности его понимания может выступать в роли (функции) персонажа, рассказчика, актанта. Актор всегда наделяется функцией действия и лишается функций повествования и контроля, поскольку его главным определяющим признаком является вторичность по отношению к остальным повествовательным инстанциям и, как следствие, его от них зависимость» . В отличие от актора ауктор является организатором описываемого мира художественного произведения и предлагает читателю свою интерпретацию, свою точку зрения на описываемые события, доминирующую по отношению ко всем остальным «идеологическим позициям», выражаемым различными персонажами. Ауктор может выступать в роли «чистого» рассказчика, объективно не зависящего от описываемых им событий и не являющегося действующим лицом рассказываемой истории, или выполнять двойную функцию рассказчика и действующего лица. По мнению М.М.Бахтина, роль и специфика литературного героя в наибольшей степени выявляется в круге проблем «герой-автор». «Сознание героя, его чувство и желание мира – предметная эмоционально-волевая установка – со всех сторон, как кольцом, охвачены завершающим сознанием автора о нем и его мире; самовысказывания героя охвачены и проникнуты высказываниями о герое автора. Жизненная (познавательно-этическая) заинтересованность в событии героя объемлется художественной заинтересованностью автора» . Герой во всех своих проявлениях – внешних или внутренних – создание своего творца, причем создание рационально спроектированное. «Эстетическое осмысление и устроение внешнего тела и его мира есть дар другого сознания – автора-созерцателя герою, не есть его выражение изнутри его самого, но творческое, созидающее отношение к нему автора-другого» . Важно понять, что качества характера, душевные, эмоциональные движения героя представляют для автора своеобразный материал для выстраивания, оформления ткани художественного текста. «Эта внешность души другого, как бы тончайшая внутренняя плоть, и есть интуитивно-воззрительная художественная индивидуальность: характер, тип, положение и проч., преломление смысла в бытии, индивидуальное преломление и уплотнение смысла, облечение его во внутреннюю смертную плоть – то, что может быть идеализовано, героизовано, ритмировано и проч.» . Их взаимодействие обусловливается двумя факторами: той позицией (явной или скрытой), которую занимает автор по отношению к своему литературному герою (героизация, ирония, осмеяние, сочувствие и др.), и жанровой природой произведения (в сатире тип отношения будет иным, чем, скажем, в психологической прозе). Поэтому характером мы называем такую форму взаимоотношения героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности, причем это задание является основным: «герой с самого начала дан нам как целое, с самого начала активность автора движется по существенным границам его; все воспринимается как момент характеристики героя, несет характерологическую функцию, все сводится и служит ответу на вопрос: кто он» . В зависимости от художественной системы писателя степень свободы героя от автора, его автономности может значительно колебаться: на одном полюсе – максимальная свобода героя, позиция диалога и противостояния по отношению к автору, на другом – подчеркнутая идейная общность героя и автора (соответственно, форма полифонического и монографического романа).
В ходе работы над рефератом мы пришли к следующим выводам: Творческая личность привлекает исследователей в первую очередь идеальным соотношением в рамках своего существования рефлективного и деятельностного аспектов, способностью воплощать свои ощущения в конкретно-чувственных, доступных анализу образах. За счет этого творческая личность является не только рефлективным, но и активным системообразующим фактором культуры. Творческая личность являет еще одно уникальное совпадение – совпадение в одном лице источника творения культуры и субъекта ее восприятия, олицетворяя собой динамизм переосмысления, преобразования ранее созданных культурных образцов. Диалектика творения – восприятия – переосмысления особенно актуальна для ХХ века, сосредоточившего в своей завершенности, вплоть до эпохи постмодернизма, многие культурные традиции человечества, предоставляя возможность выбора каждому индивиду. Именно в это время оппозиция «бытие – сознание» была заменена оппозицией «текст – реальность», актуализируя представления об уникальности власти художника не только над текстом, но и над реальностью. «Автора мы находим во всяком произведении искусства, но мы никогда не видим его так, как видим изображенные им образы. Мы чувствуем его во всем как чистое изображающее начало (изображающий субъект), а не как изображенный (видимый) образ» . Присутствие автора дает о себе знать даже в анонимных произведениях – за счет ощущения единой воли, вычленяющей и оформляющей данную художественную действительность. На ранних этапах развития общества «отсутствие интереса к создателю текста определяется тем, что он фактически воспринимается не как автор, а лишь как посредник, получающий Текст от высших сил и передающий его аудитории. С усложнением семиотической ситуации создатель текста перестает выступать в роли пассивного и лишенного собственного поведения носителя истины, то есть он обретает в полном смысле слова статус создателя. Он получает свободу выбора, ему начинает приписываться активная роль. К нему оказываются применимы категории замысла, стратегии его реализации, мотивировки выбора и т.д., то есть он получает поведение, причем поведение это оценивается как исключительное» . По П. Рикеру, субъект полагает осмысленный доступ к себе и собственному существованию и может достичь самопознания только посредством знаков и символов . В свете предстоящего изложения для нас значимо разработанное П. Рикером понятие «повествовательной идентичности» . Это такая форма идентичности, «к которой человек может прийти посредством повествовательной деятельности» . Согласно Рикеру, понять себя во времени, обрести свою идентичность можно только через столкновение с другими текстами, созданными другими авторами и самим собой. Мы полагаем, что подобного рода идентичность формируется под влиянием тех же процессов что и любая другая личная идентичность, но эти процессы оказываются претворенными в специфике художественного сознания. Художественное сознание эксплицируется в текстах, знаках, символах, которые подлежат интерпретации, именно как повествовательные, нарративные, выявляющие свою повествовательную идентичность (термин П. Рикера). Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996. С.16. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.40. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.123. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.125. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.193. Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.306. Лотман Ю.М.Литературная биография в историко-культурном контексте// Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С.808. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М, 1995. – С. 4.
|
|||||
nt-n.da.ru o-rl@mail.ru гостевая |
страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10← | 11 |
||||
© Ольга Орлова |