arch
Архивная версия / archive version:


Сайт Ольги Орловой переехал на www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 


Ольга Орлова home page
 


     ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ



Рассматривая автора в контексте уже существующих произведений, герменевтика «освобождает» его труд, сделав его независимым от социальных условий. «Свободный художник творит без договора. Как кажется, его отличает именно полная независимость его творчества, благодаря которой он приобретает и в социальном плане черты аутсайдера, формы жизни которого не могут измеряться масштабом общественной нравственности» . По сути дела, герменевтика признает автора культурным феноменом, имеющим значение, сопоставимое (равное) со значением произведения и реальности . Причем в качестве автора в одинаковых пропорциях выступают и создатель художественного текста, и реципиент.

Для определения характера отношений между автором и героями М.М.Бахтин предложил теорию «диалогического слова». «Диалогические отношения могут проникать внутрь высказывания, даже внутрь отдельного слова, если в нем диалогически сталкиваются два голоса» . Диалогическая направленность произведения по отношению к другим произведениям – черта, свойственная поэтике повествования ХХ века в целом. Помимо данной художнику действительности он имеет дело с предшествующей и современной ему литературой, с которой он также находится в постоянном «диалоге», понимаемом как борьба писателя с существующими литературными формами. Отношения автора и героя рассматриваются как «эстетическое событие», основанное на взаимной рефлексии либо самоценной авторитарности одного из участников диалога.

Автор видит и знает больше своих героев – это и есть завершение авторским началом целого произведения.

Личность автора для Бахтина безусловно значима – самим своим существованием, по мысли исследователя, произведение обязано своему творцу. «Человек – организующий формально-содержательный центр художественного видения, притом данный человек в его ценностной наличности в мире. Я и другой суть основные ценностные категории, впервые делающие возможной какую бы то ни было действительную оценку» .

Контекст автора-творца создает художественную завершенность, обладает свойством, которого лишены все иные ценностные контексты – временной, пространственной и смысловой вненаходимостью.

Обнаруженные Бахтиным признаки кризиса авторского начала, стиля и искусства в целом могут быть отнесены к современной ситуации в культуре: кризис автора, пересмотр самого места искусства в целом культуры, в событии бытия.

В том, что касается особенностей восприятия уже созданного произведения, идеи М.М.Бахтина перекликаются с позднейшими теориями герменевтического толкования текстов: «Автор авторитетен и необходим для читателя, который относится к нему не как к лицу, не как к другому человеку, не как к герою, не как к определенности бытия, а как к принципу, которому нужно следовать… Индивидуальность автора как творца есть индивидуальность особого, неэстетического порядка; это активная индивидуальность видения и оформления, а не видимая и оформленная индивидуальность» .

Особый тип коммуникации «по поводу» художественного произведения – автокоммуникация, понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической концепции Ю.М.Лотмана. В случае автокоммуникации общение происходит не в канале Я – Другой (скажем, Автор – Читатель), а в канале Я – Я. В такой системе носитель информации остается тем же, а сообщение в процессе коммуникации приобретает новый смысл. В канале Я – Я происходит качественная трансформация информации, которая в результате приводит к трансформации сознания самого Я. «С этим связан весьма широкий круг культурных функций – от необходимого человеку в определенного типа культурах ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутопсихотерапии» .

По Лотману, автор ответствен за первый этап движения текста – актуализацию, когда текст из потенциального становится реальным. Второй этап – читательский путь, повторяющий путь автора в обратном порядке – от текста к замыслу. Для писателя текст всегда незакончен, для читателя текст – конечная структура, в которую он вписывает коды и ассоциации, не обязательно совпадающие с авторскими. Между текстом и читателем возможно понимание, либо непонимание. Текст – собеседник в диалоге, понимание здесь достижимо через единство кодирующей системы автора и читателя. С другой стороны, непонимание – естественный элемент процесса коммуникации, так как полностью понятный текст бесполезен для воспринимающего, представляя собой лишь механическую копию его «Я».

«Задача» авторского начала, с точки зрения Лотмана – определять «вписанность» текста в определенный контекст. «Определенную ориентированность тексту относительно его субъекта придает точка зрения. Всякий текст вдвинут в некоторую внетекстовую структуру, самый абстрактный уровень которой можно определить как «тип мировоззрения», «картина мира» или «модель культуры». При этом отношение «точка зрения – текст» есть всегда отношение «создатель – созданное». Применительно к литературному тексту – это проблема авторской позиции, «лирического героя» и т. п.; применительно к модели культуры – это комплекс общефилософских вопросов, касающихся происхождения мира и его разумности» .

На протяжении двадцатого века были предложены несколько возможных способов анализа любого текста. Влияние автора на созданный им текст раз за разом признавалось все менее существенным. Письмо – источник, начало языка, а отнюдь не голос. Смерть субъекта, провозглашенная структурализмом, была усилена деконструктивизмом, который провозгласил смерть человека и гуманизма. Язык детерминирует человека больше, чем человек детерминирует язык. Язык конституирует бытие, ничего не стоит за ним. Последней по хронологии стратегией анализа текста является д еконструкция , включающая в себя одновременно и его «деструкцию», и его реконструкцию. Суть деконструкции (Ж.Деррида) состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной, исследование может вестись только в диалоге между исследователем и текстом (М.М.Бахтин).

В данном параграфе мы проследили эволюцию, с одной стороны, собственно проблемы идентичности автора, его роли по отношению к произведению в процессе его создания, с другой стороны – эволюцию философско-психологических взглядов на эту роль.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.133.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С.35.

Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000. С.206.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.190.

Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб., 2000. С.165.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 322.


ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
   страницы:
1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | 8
| 9 | 10 | 11
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



Hosted by uCoz