arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Примеры зеркально - тождественной равновесной симметрии в живой природе вряд ли можно найти даже с формальной точки зрения , не говоря уже о функциональной, разве что в схематичных изображениях форм. Ее можно обнаружить в сфере кристаллов, а также приближенно в архитектуре (рис . 23);

зеркальная симметрия , когда по обе стороны равновесной оси располагаются одинаковые , но неправильные по форме фигуры ( их элементы по - разному ориентированы в пространстве ), имеющие левую и правую ориентацию к равновесной оси . Их совмещение может происходить лишь поворотом одной фигуры по отношению к другой на 180 ° ( рис . 24-30) ;

зеркальная асимметрия ( равновесная ), которая бывает двух типов : одноосевая и многоосевая .

Нарушение зеркальной симметрии в архитектуре наблюдается очень часто . Можно даже утверждать , что большинство зеркально - симметричных композиций име­ет те или иные нарушения симметрии . В качестве приме­ ра приведем собор Софии в Новгороде .

Многоосевые зеркально - асимметричные композиции характерны были для русской архитектуры в ее до - классическую эпоху ( царская усадьба в с . Коломен­ ском ; церковь Рождества в Путинках и др .), затем в эпоху формирования стиля " модерн " ( например , особняк Рябушинского , спроектированный и построенный архит . Ф . О . Шехтелем , и др .) (рис . 31 — 36).

В живой природе многоосевых систем ( т . е . с отсутствием четко выраженной хотя бы одной равно­ весной оси ) немного . Они обнаруживаются в раститель­ ном мире ( например , процессы ветвления , о которых будет сказано ниже ) и значительно шире наблюдаются на микроуровне .

В заключение можно сделать один общий вывод , что в мире — органическом , неорганическом , архитек­турном — фактически отсутствует полная зеркально - тождественная симметрия , что свидетельствует о не симметричности жизни . В то же время весьма широко распространены зеркально - симметричные системы с левой и правой ориентациями и уравновешенные зер­ кально - асимметричные системы . В последних дей­ ствует закон компенсации нарушения симметрии за счет , например , очертаний визуально воспринимаемых элементов формы , массы материала , цвета и т . д .

Асимметрия в архитектурном плане компенсируется особым построением элементов общего объема здания и т . д . Например , в русских церквах часто равновесие масс устанавливается колокольнями , формой и размерами куполов , входов , приделов и другими средствами . Особенно характерны в этом отношении композиции храма Василия Блаженного в Москве и церкви Рождества в Путниках .

Какой практический смысл имеет приведенное ог­ раничение понятия и ее смысловое уточнение для архитектуры ? Ограничение понятия позволяет сосредото­ чить внимание на равновесии по отношению к выбран­ ным осям или плоскостям симметрии и решать левую и правую сторону симметрии , что , в целом , упрощает композиционную задачу . Вместе с тем композиция может и не ограничиваться , как мы видели , одной плоскостью . В этом случае для сложных сочетаний мож­ но пользоваться модульными симметричными элемен­ тами ( модулями ) и на их основе создавать уравновешенные асимметричные композиции, что соответствует индустриальной технологии и приводит к возникнове­ нию определенных ритмов ( называемых по другой классификации переносными , мозаичными и круго­ выми симметриями ).

Сформированные на основе зеркально - симметричных элементов — модулей асимметричные композиции вдохнут в последние жизнь и приблизят их к живым образам природы , в которой симметрия согласуется с асимметрией .

Смысловое же уточнение и углубление понятия зер­ кальной симметрии позволяет раскрыть идею возмож­ ного многообразия ее приемов , открывающегося как в исторической и современной практике архитектуры , так и в живой природе .

СПИРАЛЬ И ВИНТОВЫЕ КРИВЫЕ

Обратим внимание еще на одну , закономерность формообразования , — спираль , часто встречающуюся в природе , а также в человеческой деятельности .

Спиральная конфигурация является фундаменталь­ ной морфологической характеристикой систем приро­ ды на различных структурных уровнях их организации . Спиральные формы прослеживаются и на уровне био­ макромолекул , и на уровне галактик , не говоря уже о подавляющем многообразии спиральных форм среди растительных и животных организмов . Присущи они также и архитектуре . Но прежде , чем перейти к их опи­ санию , приведем краткие сведения о разновидностях и геометрических свойствах спиралей .

Геометрическая спираль ( изгиб , извив — лат .) пред­ ставляет собой совмещенную с плоскостью кривую , которая описывается точкой , движущейся с постоянной скоростью или с ускорением ( замедлением ) вдоль луча , вращающегося около неподвижной точки ( полю­ са ) с постоянной угловой скоростью ^. В зависимости от начальных условий и закона изменения расстояния от полюса до движущейся точки различают множество

Строго говоря , винтообразные кривые не относятся к спира­ лям . Вместе с тем винтообразные кривые можно считать част­ ным случаем спирали ( или наоборот ). Характеризуя архитек­ турные и природные формы , мы будем , как принято , пользоваться термином " спираль ". Спиральных кривых ( рис . 37): спираль Архимеда , гиперболическая и логарифмическая спирали , эвольвен­ та ( развертка — лат .) окружности ^, клотоида ( круче­ние , прядение — греч .) и др . Некоторое графическое сходство со спиралями обнаруживают кривые четвер­ того порядка , такие , как улитка Паскаля ( конхоида окружности ) и кардиоида .

сканируется...

Рис . 37. Графическое изображение спиральных кривых ( рис . Ю . С . Лебедева ) 1 - спираль Архимеда ; II - гиперболическая спираль ; III — логарифмическая спираль ; 1 У — параболическая спираль ; У - спираль Корню ; У I — винтовая линия ; У II конусообразный винт

Рис . 38. Изображение спирали и надпись , высеченные на надгробии Якова Бернулли : Измененная , я воскресаю той же.

В физическом отношении спираль — это взаимодействие двух сил : центробежной и притяжение к земле .

Для аппроксимации контуров исследуемых объектов природы , их проекций или каких - либо определенным образом выделенных кривых , характеризующих геомет­ рические свойства этих объектов , наиболее часто исполь­ зуются спираль Архимеда и логарифмическая спираль . Согласно мнению большинства специалистов - морфоло­ гов , природными конфигурациями чаще всего и наилуч­ шим образом соответствует логарифмическая ' спиральЗ , что не исключает других спиральных конфигураций .

Математики античных времен при исследовании и построении кривых использовали в основном кинема­ тический метод . Так , Никомед ( II в . до н . э .) путем сло­ жения поступательных и вращательных движений по­ строил конхоиду . Аналогичный метод был использован и Архимедом при построении спирали , носящей его имя . Эта спираль была открыта его другом Кононом из Самоса ( III в . до н . э .).

Спиралью Архимеда является линия , описываемая точкой , которая движется с постоянной скоростью вдоль прямой , равномерно вращающейся около не­ подвижной точки . Наглядным примером , иллюстри­ рующим механику образования этой спирали , является

Эвольвента окружности находится в близком родстве со спиралью Архимеда .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz