arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Общие сведения об истории золотого сечения. Вопросы гармонии, эстетики , стандартизации и технологии в архитектуре тесно связаны с поиском рациональных в функциональном и морфологическом отношениях количественных мер .

Интуитивное представление о существовании таких мер свойственно каждому человеку со времен зарождения цивилизации . В колоссальном многообразии форм живой природы обнаруживаются и четкие ритмы и аритмия , симметрия и асимметрия , непрерывность и дискретность, статика и динамика . Наряду с закономерными конфигурациями объектов наблюдаются случайные , хаотические формы . И вместе с тем разве не поразителен тот факт , что во всем фантастическом обилии " произведений " природы проявляются два по крайней мере руководящих морфологических принципа — принцип спирализации и принцип ветвления . Эти принципы порождают ритмы и пропорции природных обра­зований , явлений , организмов и т . д ., которые издавна служат источником подражания и научного анализа .

Известный советский архитектор И . В . Жолтовский говорил :

" Все основные членения живой формы всегда выражают и воплощают в себе то или иное взаимодействие этих сил ( тяго­ тения и инерции — Ю . Л .). Пропорции — наглядное выражение этого взаимодействия . Отношения частей к целому и друг к другу выражают разные моменты живого роста , разные этапы его борьбы с тяготением и инерцией , разные возрасты организ­ ма : стремительный взлет юного побега , великолепное равно­ весие цветения , усталость увядания , тяжесть созревшего плода . Пропорции в руках подлинного художника должны быть не мертвой математической схоластикой , а могучим средством выражения , почерпнутым из наблюдения и изучения органичес­ кой материи , живой жизни " [15].

Конечно , не только из живой природы , но и из всей человеческой жизни , из общественных процессов , из технологии строительного производства , масштабов строительства вырастают соразмерности или пропор­ ции архитектурных форм , корректируемые психо­ логией человека своего времени .

Трудно с определенностью сказать , когда возникли первые суждения о пропорциях вообще , т . е . о гармони­ческих математических отношениях . Интересные све­ дения об этом приводятся в книге " Начало греческой математики " венгерского филолога и историка мате­ матики А . Сабо , детальным образом изучившего проис­ хождение артимологической терминологии пифагорей­ цев . Он считает доказанным , что все важнейшие терми­ ны учения о пропорциях имеют музыкально - теорети­ ческое происхождение [17]. По - видимому , нет ника­ких сомнений , что основные сведения о пропорциях имелись в вавилонской и в индейской учености .

Исторический опыт развития искусства и естество­ знания показывает , что как в собственно народном ворчестве , так и в лучших произведениях архитектуры и в исследованных объектах живой природы наблюда­ ются логически законченные , построенные на определен­ ных законах соразмерности . Одной из наиболее инте­ ресных и , пожалуй , важнейших соразмерностей , зри­ тельно хорошо воспринимаемых , является пропорция золотого сечения .

В количественном отношении пропорция золотого сечения выражается иррациональным числом 1,618 033 989 . . . , или , округленно с точностью до третьего знака , числом 1,618. Общепринятым обозна­чением ее является Ф * — первая буква имени Фидия , выдающегося скульптора Древней Греции , по - видимо му , применявшего золотое сечение в своих произведе­ ниях ( Ф = 1,618...).

Обозначение золотого сечения через Ф было предложено английскими математиками М . Барром и Шолингом в матема­ тических приложениях к книге Т . Кука " Кривые линии в жизни " ( Cook T . The Curves of Life . London , 1914).

сканируется...

Рис . 71. Отрезок прямой , разделенной золотым сечением

Рис . 72. Схема деления отрезка прямой в среднем и крайнем отношениях

Рис . 73. Четыре примера чле­ нения отрезка АЪ на три части величиной вурфа Н ^-1,31 ( по С . В . Петухову , 1981 г .)

Рис . 74. Схема построения правильного пятиугольника по Евклиду с использованием золотого сечения ( вверху ) и по Птолемею ( внизу )

Рис . 75. Примеры золотого сечения в геометрии : двойной квадрат , вписанный в окружность , и взаимопересекающиеся диагонали правильного пятиугольника


Несмотря на отсутствие сведений , есть основания полагать , что пропорция золотого сечения была извест­ на с незапамятных времен , задолго до того , как поя­ вился сам термин " золотое сечение ". Согласно [27], некоторые археологи , основываясь на изучении находок палеолитических стоянок человека , предполагают , что золотое сечение практически использовалось 20 — 25 тыс . лет назад . О правомерности таких предположений свидетельствуют , в частности , результаты геометрического анализа ( Ю . С . Лебедев , В . Ф . Жданов ) наскальных гравюр ( рис . 70) безымянных художников каменного и бронзового веков [25,27,41].

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz