|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
В русских церквах , в ее куполах мы также наблюдаем завитки спирали , например купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве ( рис . 49) и обрамление входа Меншиковой башни . В конце XIX в . английский градостроитель Теодор Фрич спроектировал город , развивающийся по спирали . По идее Т . Фрича , спираль дает возможность свободно развиваться городу , одновременно сохраняя компактность и торможение темпов удаления периферии от центра города , что имело большое значение в условиях быстрого разрастания индустриальных городов . Аналогичный проект города Ауервилль ( рис . 50) был реализован в 1970- е г . в Индии .
Рис . 53. Музей Гуггенхейма в Нью - Йорке , 1944-1960 гг . Общий вид ( рис . Ю . С . Лебедева ) , интерьер Ясное выражение принцип спирали нашел в работе художника конструктивиста В . Е . Татлина — модели памятника Ш Интернационала , выполненного в 1919 — 1920 гг ., а также в вариантах более поздних лет ( рис . 51). Прежде всего , спиральная башня поражает дина мизмом своего наклона , в котором заложена определен ная идея — ось башни параллельна земной оси . Ее высота 400 м - это 1/100 000 земного меридиана . Таким обра зом , с самого начала она была задумана как часть " ар хитектуры " Земли . В этом ее большой жизненный смысл — она символизирует общность , интернациона лизм простых людей всей Земли . По своей пространственной организации она пред ставляет собой открытую металлическую конструк цию ( в модели она была деревянная ), внутри которой , как вариант , подвешены один над другим четыре боль ших стеклянных объема простой геометрической фор мы : куб , треугольная призма — пирамида с прямыми углами между двумя гранями и основанием , цилиндр и полусфера . Фактически это четыре самостоятельных крупных здания ( длина ребра куба , например , по проекту 110 м ). Несущий каркас башни состоял из двух спиралей , скрепленных наклонной . мачтой объемной формы , которая была заделана у основания и имела свободный конец наверху . Спирали башни соединены между собой зигзагообразной решеткой . Подвесная конструкция , несущая внутренние объемы , освобождала от необхо димости организовывать для них фундаменты , что продолжало идею создания грандиозной , зрительно легкой пространственной системы . Но , пожалуй , самое удивительное это то , что В . Тат лин применил двойную спираль , открытую в молекулах ДНК , которую ученые назвали " спиралью жизни ". Заключенные внутри спиралей куб , призма , цилиндр и полусфера должны медленно , незаметно для глаза вра щаться с различной скоростью , символизируя медленное вращение Земли , Причем , динамика всей композиции заключается не - в фиксации вращения , а в обнаружении временных изменений всей композиции : так же мы об наруживаем изменения , налагаемые временем на жизнь живого организма — цветка , яблони , живого простран ства природы . В . Татлин утвердил эту * спираль жизни " в архитектурном сооружении на уровне общественной жизни человека . Может быть , это и не случайно — интуиция живого че ловека , а также наблюдение форм живой природы под сказали В . Татлину эту " живую " конструкцию . Извест но , что В . Татлин охотно обращался к живой природе и мечтал о конструировании новых кораблей , вопло щающих в себе аэродинамические принципы водопла вающих организмов . В истории архитектуры есть замечательный факт , связанный с созданием спиралевидных сооружений . Что подсказало простому неграмотному рабочему - каменщику Симону Родилле спиралевидную форму трех башен высотой 30 — 20 — 10 м , которые он построил близ Лос - Анджелеса собственными руками на могиле своей жены ( рис . 52). Не внутреннее ли , интуитивное стремление утвердить посредством спирали жизнь ? Вполне возможно , что так и было . Эти башни С . Родилла строил 30 лет (1921 — 1951) из металла и цемента , инкрустированного цветными камнями и стеклами . В наше время мы также сталкиваемся с фактами проектирования и создания архитектурных объектов , построенных по принципу спирали , например , музей ГуггенхейМа (1944 — 1960) в Нью - Йорке , созданный Ф . Л . Райтом ( рис . 53), Сооружение задумано как огромная железобетонная расширяющаяся кверху спираль , на которой размещена картинная галерея длиной 1200 м . Наружная стена галереи служит для размещения экс позиции . По другую сторону галереи — барьер , вдоль которого тянется непрерывная скамья . По верху на ружной стены идет ленточное остекление длиной 1200 м . Галерея освещается также со стороны внутреннего двора - колодца , перекрытого стеклянным Куполом , дающим рассеянный свет . К главной спирали примыкает расположенный в отдельной шахте второй спиралевид ный пандус меньшего диаметра ( следовательно , более крутой ). Он служит для быстрого сообщения между этажами . Здесь же проходит лифт . Посетители поднимаются лифтом наверх , а отсюда уже начинают осмотр галереи , спускаясь по пандусу . Идея внутреннего пространства со спиральным пан дусом воплощена Ф . Л . Райтом и в здании магазина Морриса в Сан - Франциско (1940 г .). По спирали построена школа " Валли Уинде " в штате Миссури ( США ). Вот , что говорится в информации об этой школе (" Америка ", 1969, № 5) : " Новое здание отвечает целям школьного управления , которое надеется , что таким путем удастся осуществить непрерывный процесс в об щих и индивидуальных учебных планах , обеспечить более гиб кое расписание уроков и предоставить возможность преподавателям для повышения квалификации и проведения экспери ментальных программ . В школе нет подразделений на клас сы . . .". В этом случае спираль , как и в музее Гуггенхейма , является выражением не конструкции и не только пси хологического образа ( памятник III Интернационала ), а функционального содержания сооружения архитектуры — системы нового , бесклассного метода обучения , движения по школьной " лестнице " в соответствии со способностями обучающихся . С точки зрения пластической организации архи тектурного пространства очень емкое определение смыс ла спирали дал 3. Гидион : спираль — это ". . . стремление найти выражение для динамического взаимопроник новения внутреннего и внешнего пространства ". Спираль занимала мысли и советского архитектора К . С . Мельникова . В связи с проектированием района Лужников в 1935 г . в " Архитектурной газете " (1935, 3 сент .) была опубликована заметка " Эстакада или подъем по спирали ", в которой он писал : " Составляя свой проект , я сосредоточил внимание на использовании при родной ситуации . Решая переход от низкой части к нагорной , я сосредоточился на поисках такого варианта перехода , кото рый по возможности не нарушил бы природных качеств , а , наоборот , их бы усилил , возвеличил и подчеркнул . Во всяком случае переход должен быть компактным . Пологая ' эстакада деформирует природную геометрию ; поэтому в своем проекте я предлагаю вместо эстакадной спиральную форму подъема . Нужно или резко оторваться ввысь от самого плато , или сохранить переход на уровне Лужниковского плато ". Принцип спирали был использован К . М . Мельниковым в проекте гаража для Парижа ( рис . 54). В этом проекте архитектор предложил подвесить стоянку над мостами Сены : " Явилась , — писал он , — острая конструк тивная идея , состоящая из двух взаимопротивоположных кон солей , удерживающихся от падения собственным равновесием ... Воздушная архитектура стоянки нуждается в защите ее от вет рового кручения — два атланта на противоположных углах сооружения парализует ветер " [ 15]. Спиральным завихрением ветров противостоит спи раль стоянки - гаража . Сходная конструкция была впервые реализована в 1953 г . в США . М . Новицким и полу чила затем значительное распространение . Пространственная спиралеобразная форма входа в Центральный парк культуры и отдыха в Москве ( про ект архит . М . Д . Мазманяна , 1929) придала его архитектуре динамизм и необычность формы ( рис . 55). В чем же в итоге смысл использования природной формы спирали ( ее принципа , закономерности ) в архитектуре ? Почему эта форма привлекает зодчих и какие возможные ее перспективы применения в архитектуре ? |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |