arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Ампир  Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. Характерное для Ампира сочетание "римских" и "египетских" мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был "придворным чеканщиком" Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне (рис. 211, 216, 217). Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются "помпеянские", египетские, римские и даже "турецкие" мотивы, что создает общий "сибаритский характер ампирного интерьера". А в его Турецком будуаре "наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики". Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в "стиль Карла X", открывший период собственно Историзма как эпохи "воссозданий".
Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже". Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира". Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. "Русский ампир" (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют "итальянизирующим классицизмом". Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный "московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют "николаевским ампиром".
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. "Английским ампиром" иногда условно называют "стиль Георга IV" (1820-1830), наступивший после "английского стиля регентства", или "ридженси". Временем второго "Британского ампира" считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему - золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

Второй Ампир, или "Стиль второй империи"

ВТОРОЙ АМПИР - Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо. В 1848 г. бесславно закончилась июльская монархия Луи-Филиппа, и в ходе революции на выборах президента Республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852 г. была провозглашена Вторая Империя (Second Empire), и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Вторая Империя просуществовала до 1870 г., почти двадцатилетие. Покровителями нового художественного стиля, создававшегося в эти годы, были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.
Но времена были иными: аристократия сожалела о былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости на создание нового стиля. Императрица считала себя поклонницей королевы Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на "стиль Людовика XVI". В соединении с элементами Ампира, архитектуры Итальянского Возрождения и Барокко, для большей пышности, этот стиль и составил основу Второго Ампира во Франции. Иногда архитектурные памятники того времени именуют "неоренессансом" или Необарокко.
Основания для этого есть, но особенности названных неостилей определились в 1860-1880-х годах, когда они получили распространение в других европейских странах. Общим был эклектизм, характерный для всего европейского искусства второй половины XIX в. Началом же периода эклектики во Франции можно считать стиль Второго Ампира 1850-1860-х гг. Знамением времени было и восстановление статуи Наполеона Бонапарта на Вандомской колонне в Париже в 1863 г. Эклектические и имперские устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи, громоздкую мебель, пышные занавеси, позолоту. Претензия на роскошь выражалась в подмене подлинно ампирных вещей суррогатами, дешевыми подделками. "Дворцовая мебель" в стиле Людовика XIV сочеталась с пышными "блонделевскими" рамами для картин, гипс и дерево тонировались под бронзу, а на новую бронзу наносилась искусственная патина.
Стиль Второго Ампира обращен в прошлое. Но у него имелось и настоящее. В 1853-1869 гг. барон Ж.-Э. Оссманн, префект департамента Сены, разработал и осуществил Генеральный план перестройки центра Парижа. За это его прозвали "муниципальным Людовиком XIV". Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской архитектуры. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание Большой Оперы (Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг. В этом здании причудливо, эклектично соединились элементы, типичные для архитектуры Итальянского Возрождения - сдвоенные колонны с аркадой, на манер А. Палладио, по-барочному тяжелый декор и необычной формы огромный купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи.
Когда императрица Евгения, пораженная такой невиданной роскошью, спросила у архитектора: "Что же это за стиль?", Гарнье, не растерявшись, ответил: "Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении". Другой известный архитектор стиля Второго Ампира - Т. Баллю, автор церкви Св. Троицы в Париже (1860-1863). В 1852-1868 гг. Э.-М. Лефюэль перестраивал Лувр, создавая пышный и помпезный Большой двор Наполеона, сохранившийся до настоящего времени. Скульптурным символом искусства Второй Империи во Франции стала статуя Свободы, исполненная Ф.-О. Бар-тольди для Всемирной выставки в Париже 1878 г. Она была подарена правительством Франции Соединенным Штатам Америки, в 1886 г. смонтирована из стальных листов на каркасе и установлена при входе в гавань г. Нью-Йорка. Живописцы Второй Империи вошли в историю как художники салонного искусства. Особенно модными были стилизации под античность - "а 1а grecque" (франц. "под греков"). Так, "гвоздем" парижских Салонов 1847 и 1863 гг. стали "Римляне эпохи упадка" Т. Кутюра и "Венера" А. Кабанеля - откровенно пошлые картины со слегка замаскированной "под античность" примитивной эротикой. Художники не стеснялись нравиться невзыскательной и малообразованной публике, искали шумного успеха любой ценой. Корифеями Салонов стали Ж.-Л. Жером и Ж.-Л. Хамон, посредственные живописцы.
Жером прославился и как скульптор, он создавал мраморные статуи обнаженных женщин "под антики", натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей. Эти "произведения", естественно, вызывали "бешеный успех" у публики.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz