arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Искусство Индии   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ИНДИИ ИСКУССТВО

ИНДИИ ИСКУССТВО - (англ. India через лат. , греч. из авест. Hindu - "страна Инда" от реки Инд) - исторический тип искусства. Культура Индии - одна из древнейших в мире. Искусство этой страны развивалось не так стремительно, как европейское; подобно китайскому, оно формировалось в течение длительного времени из разных этнических традиций.
Сведения об Индии появились в сочинениях древнегреческих авторов IV в. до н. э., они были заимствованы у персидских путешественников VI-V вв. до н. э. В истории индийского искусства выделяется несколько этапов:
- додинастический период (V-II тыс. до н. э. );
- "античный" период времени правления династии Маурьев, окрепшей в войнах с Александром Македонским (III-II вв. до н. э. );
- период империи Кушан (I в. до н. э. - III в. н. э. );
- буддийский период времени правления династии Гуптов (IV-VI вв. );
- мусульманский период эпохи Великих Моголов (XVI-XVII вв. );
- поздний, или колониальный, период (середина XVIII в. - 1947 г. ).
Археологические изыскания 1920-1930-х гг. обнаружили в долине р. Инд остатки поселений 2300-1750 гг. до н. э. , городов, крепостных стен, керамических и бронзовых изделий. Существует гипотеза о происхождении древнеиндийской цивилизации из Ближнего Востока или Белуджистана (ныне провинция Пакистана), поскольку известны ее тесные связи в III тыс. до н. э. с Шумером. Внезапная катастрофа этой цивилизации в конце II тыс. до н. э. предположительно связывается с нашествием с северо-запада племен индоариев.
Арийцы принесли с собой иную культуру, письменность (санскрит) и, вероятно, архитектуру. Согласно эпосу "Махабхарата" (I тыс. до н. э. ), в северной части полуострова Индостан на пути в Китай существовал город Индрапрастха, с 736 г. до н. э. - Дхиллика, современное название - Дели. Древнейшие памятники деревянной архитектуры Индии известны только по поздним изображениям на каменных рельефах. Использовались арочные фермы, перекрытия из рядов тонких стволов "с напуском" и консоли.
При династии Маурьев (с 323 г. до н. э. ) и самом известном ее представителе Ашоке (268-231 гг. до н. э. ) начинается "золотой век" буддийской культуры Индии. В это время возводятся каменные сооружения, воспроизводящие более древние постройки из дерева. Ворота ступы в Сан-чи (II-I вв. до н. э. ) демонстрируют точное повторение в камне деревянной "обвязки" столбов и брусьев древних построек. Так называемые колонны Ашоки - стамбхи, памятники военным победам знаменитого правителя - выдают влияние персидского и греко-бактрийского эллинистического искусства. Колонны увенчаны капителями, в которых угадывается эллинский прототип, с переработанными мотивами пальметт и буддийскими символами. Формы колонн, деревянных консолей вырубались из камня в массивах скал. Эти причудливые формы пещерных буддийских храмов штукатурились и расписывались. Кроме ступ строились храмы - чайтъя, монастыри - вихары.
В период империи Гуптов (IV-VI вв. ) возводились большие храмы типа вимана с внутренним святилищем гарбха-гриха и башней шикхара. В XI-XII вв. появляются громадные пирамидальные сооружения с множеством скульптур - гопурам. После относительно краткого периода правления Кушан буддийская религия в VI-VII вв. вытеснялась индуизмом.
В скульптуре эллинистическрш влияния причудливо соединялись с индуистскими темами и сюжетами. Это породило необычно чувственную, эротичную культовую скульптуру индуистских храмов. Пышные, округлые формы переплетены с буйным растительным орнаментом. Натуралистические детали, усиленные яркой раскраской, тонут в изобилии и динамике каменных побегов, цветов, что создает ощущение органического роста, движения и цветения. Границы между архитектурой, скульптурой и живописью окончательно стираются в интерьерах.
Индийская любовь к пышности, чувственной пластике превращает огромные башни гопурам в некое подобие резных изделий, вырастающих будто из-под земли, и делает нелепым применение к этим сказочным формам термина "синтез искусств". Индуизм поддерживался династией Гуптов, правивших в Северо-Восточной Индии. Ее основатель Чандрагупта I (ок. 320-335) принял имя царя Маурьев (в знак возрождения былого величия при Ашоке), но в V в. под ударами кочевников царство Гуптов прекратило существование. Период XIII-XV вв. иногда называют периодом "индо-мусульманского искусства". Этим термином обозначают памятники, отличные от более древних буддийских и индуистских, - мавзолеи, мечети, минареты. Они связаны с проникновением в Индию ислама.
В 1206-1414 гг. столицей индийских султанов был г. Дели. В этом городе сохранился минарет Кутпб Минар (1200-1236). В минарете заметно влияние архитектуры Средней Азии и Ирана. Масоны считают Кутб Минар произведением своего мастера. Наиболее выдающийся из правителей династии Великих Моголов - Джелал ад-Дин Акбар (арабск. Akbar - "Великий", 1556-1605), стремясь к объединению страны, поощрял соединение ортодоксального ислама, индуизма, буддизма, учений различных сект и объявил о единой "божественной вере". Для строительства мавзолея своего отца Хумаюна он привлек итальянских мастеров. При дворе Акбара работали художники разных стран. В книжной миниатюре того времени прослеживается европейское влияние.
Это был своеобразный "индоевропейский", или мусульманский ренессанс, искусство которого называют также "стилем Моголов". В 1564 г. Акбар сделал своей столицей г. Агру в северной части Индии, на реке Джамна, и развернул там небывалое строительство. Одним из семи чудес света стал мавзолей Тадж-Махал (Taj-Mahal), построенный близ Агры в 1629-1650 гг. шахом Джеханом в качестве усыпальницы своей супруги Мумтаз-и-Махал. Мавзолей выстроен из белоснежного мрамора и украшен кружевной резьбой (рис. 228). Напротив него планировалось выстроить второй, точно такой же, отражающийся в водах бассейна, из черного мрамора. Но эта затея не осуществилась.
В эпоху Великих Моголов архитекторы, как правило, приглашались из мусульманского Ирана, Средней Азии или Турции, а каменную резьбу и инкрустацию исполняли индийские мастера. Рациональное, конструктивное мышление исламских архитекторов соединялось с иррациональным, полным древнейших тайн и сокровенных учений индуизма, мироощущением индусов. Так складывался удивительный сплав новых конструктивных идей и национальных художественных традиций. Строгие геометрические объемы минаретов и мечетей соединялись в индо-мусульманской архитектуре с пластичностью и живописностью рельефного, ажурного и живописного декора.
По преданию, на строительстве Тадж-Махала рядом с индийскими, персидскими и турецкими работали и итальянские мастера. Для декора изделий из металла типичны были мелкий кружевной орнамент, игра блестящей поверхности, филигрань, зернь, драгоценные камни, "золотая наводка". Многие предметы делались из сплава цинка, свинца, олова и меди, а затем инкрустировались золотом и серебром. В цветную эмаль термически инкрустировали золото. Мозаику из цветных камней сочетали с мрамором. Резные статуэтки из слоновой кости - с черным полированным деревом. Любимым отделочным материалом была ляпис-лазурь - небесно-голубой камень, привозимый из Афганистана. Столь изысканные материалы соседствовали с дешевой продукцией - ярко расписанной скульптурой из папье-маше. Как и в Китае, для орнаментальной резьбы использовался лак, но не однотонный, а многослойный, разных цветов. Для имитации резьбы - ажурная оловянная фольга, покрытая прозрачным лаком. Колорит традиционного индийского искусства определялся ярким южным солнцем и ослепительно синим небом.
С XVI в. в Индии складывалась оригинальная деканская школа миниатюры. Декан (санскр. Dekhan - "Южный") - название плоскогорья в центральной части полуострова Индостан. Морские пути связывали полуостров с Малой Азией. Поэтому в индийской книжной миниатюре ощущаются влияния персидского и турецкого искусства. Для индийской миниатюры характерны смещения центра композиции к краю листа, обилие золота, удлиненные манъеристские пропорции фигур, активность цветного фона.
На рубеже XVII-XVIII вв. деканская школа миниатюристов потеряла свое влияние. В 1739-1747 гг. , захватив индийскую столицу Дели, страной правил персидский шах Надир. Это время оказалось последним классическим периодом развития индийского искусства. Однако и в последующий "колониальный период" (в середине XVIII - начале XIX вв. страна была постепенно завоевана Англией) сохранялись традиции народных художественных ремесел.
В Индии производили узорчатые парчовые ткани и ковры.. Индийцы - любители пестрых тканей, шитых золотом и серебром, разноцветной набойки, платков, окрашенных способом завязывания узелков, ожерелий, бус, перстней и браслетов. Этот колорит дополняют смуглые тела и яркие сари индийских женщин. В конце XVIII в. в европейскую моду вошли индийские шали, а в начале XIX в. - тюрбаны. В период Историзма в европейских домах второй половины XIX в. в "индийском стиле", наряду с китайским и мавританским, оформлялись интерьеры гостиных, спален, ванных и курительных комнат. Для Востока искусство Индии - живая традиция, для Запада - экзотика, предмет мечтаний и раздумий.

 

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ - (итал. "incrustazione" от лат. in-crustare) - течение в архитектуре "романо-флорентийского стиля" XII-XIII вв. "Ничто не может быть более нарядно выложено мрамором, более искусно расписано и украшено орнаментом", - писал канцлер флорентийской Синьории Колуччьо Салутати в конце XIV в. о флорентийском соборе Сайта Мария дель Фьоре.
"Инкрустационный стиль" типичен для архитектуры этого города и во многом определяет его неповторимый облик. Облицовка стен производилась из тонких мраморных плит разного цвета: белых, зеленых, розовых, синих и черных. Плитки тщательно подгонялись друг к другу и складывались в причудливый геометрический узор из прямоугольников, квадратов, ромбов, окружностей и полос. Таким узором украшены фасады бенедиктинской церкви Сан Миньято алъ Монте (Св. Михаила на горе), доминиканской церкви Санта Мария Новелла (Новой церкви Св. Марии), церкви францисканцев - Санта Кроне (Св. Креста), Баптистерия, Кампанилы, построенной Джотто (1334-1359), и, наконец, самого флорентийского собора (кроме западного фасада, возведенного в 1871-1887 гг. ).
Согласно одной из гипотез, столь причудливый стиль возник под влиянием североитальянских чертоз, искусство которых складывалось, в свою очередь, под восточным, византийским и мусульманским воздействием. Посредником в этих воздействиях была Венеция. В Риме "инкрустационный стиль" совершенствовали несколько поколений семьи Космати (Cosmati), называвшие себя "marmorai romani" (итал. "римские мраморщики"). Одна из самых известных работ этой семьи - мраморный узорчатый пол в церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме (XIII в. ). Инкрустационный стиль на венецианский манер использован архитектором Вассалетто в монастырском дворе церкви Сан Паоло фуори ле Мура (Св. Павла за стенами) в Риме (нач. XIII в. ).
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz