arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Венские мастерские   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

ВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ - ("Wiener Werkstatte") - объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 г. в Вене И. Хоффманном и К. Мозером при финансовой поддержке Ф. Верндорфера. Вначале считалось ответвлением "Сецессиона". В 1905 г. на ул. Нойштифтгассе были оборудованы ателье и торговые залы. Сформулированная Хоффманном и Мозером программа провозглашала тождественность понятий искусства и ремесла. Основная цель объединения - поощрение и координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий декоративного и прикладного искусства. Особенное внимание уделялось комплексному проектированию и оборудованию современных интерьеров. Эти актуальные идеи зародились под влиянием опыта движения "Искусства и ремесла" У. Морриса и успехов английского дизайна, а также новых рационалистических веяний "школы Глазго" и венского модерна. Организация имела собственные проектные и ремесленные мастерские, сеть магазинов; ее деятельность была столь успешной, что вскоре не только фирменные изделия со знаком "WW", но и все лучшие австрийские товары считались продукцией "Венских Мастерских", а ее стиль стали называть "венским современным стилем". Мастерские производили мебель, изделия из металла, ткани, светильники, художественную керамику и стекло. В короткое время мастерским удалось стать общественным центром, объединившим молодых австрийских художников, писателей, музыкантов. В одном из полуподвалов они оборудовали собственное кабаре "Летучая мышь", стены которого украсили изразцами '. Помимо фирменного знака, на любой сделанной им вещи художник мог поставить и свою собственную марку. Все изделия считались авторскими, копии не допускались. Директором мастерских был И. Хоффманн, использовавший в своих проектах наряду с прямыми линиями и строгими прямоугольными плоскостями округленные формы и элементы орнамента, "обнаруживающие влияние японского, египетского, ассирийского и вавилонского искусства... особенно в использовании сочетаний черного с белым". В 1913 и 1925 гг. изделия "Венских Мастерских" показывались в США, но не имели успеха. Лишь позднее многие из венских художников переехали в Америку и оказали влияние на формирование "интернационального стиля" - функционализма 1930-х гг. Выдающимся художником, сотрудничавшим с "Венскими Мастерскими", был Г. Климт. В Брюсселе для интерьера столовой дома Стоклё по проекту И. Хоффманна он выполнил фриз в сложной технике живописи, мозаики и инкрустации. В 1915 г. мастерские возглавлял живописец и художник-керамист Д. Пехе, в 1917-1919 гг. он руководил отделением мастерских в Швейцарии, в Цюрихе. В 1932 г. из объединения ушел И. Хоффманн, и в том же году ввиду экономических трудностей послевоенного времени "Венские Мастерские" были закрыты (сравн. Ар Деко; "Немецкие Мастерские").

 

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - (Byzantian art от греч. Bysantion - город в Малой Азии на берегу Боспора Фракийского, пролива, соединяющего Черное и Средиземное моря, ныне Стамбул) - историко-регионалъный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует достижения античного искусства Греции и Рима и эллинистического искусства Востока. Бизант (Bysantes) - имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал свое имя. Согласно преданию, г. Византии помогали укреплять Аполлон и Посейдон. Этот город имел особенно важное географическое и историческое значение. В 330 г. из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную, но уже плохо управляемую Римскую империю, император Константин I (306-337), прозванный Великим, перенес свою столицу в г. Византии (с I в. до н. э. входивший в состав Римской империи). Император переименовал город в Константинополь. В 395 г. после смерти императора Феодосия I (379-395) Римская империя окончательно раскололась на Западную и Восточную. Перенос императорской резиденции на границу Европы с Азией был вынужденной мерой: западные провинции истощались непрерывными войнами, а восточные процветали. Возможно, со временем Константин собирался возвратиться в Рим; вряд ли он мог предположить, что "Вечный город" будет захвачен варварами и со свержением последнего императора Ромула Августула в 476 г. царем Одоакром Западная империя падет, а Восточная просуществует еще целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками в 1453 г. В средневековье Византия называлась Романией (Romania), считалась официальной преемницей императорского Рима, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру - ромейской (греч. romaios). Император - "Басилевс ромеев" (от греч. basyleos - правитель, царь) - объявил себя также и верховным жрецом, как римский кесарь - верховным понтификом (лат. pontifex - жрец). Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа "басилевса ромеев" как космократора (греч. kosmokrator - "держитель", повелитель Вселенной). В истории византийской культуры обычно выделяется несколько периодов:

- раннехристианский, период так называемой предвизантийской культуры (I-III вв.);
- ранневизантийский период, "золотой век" императора Юстиниана I (527-565), архитектуры храма Св. Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII вв.);
- иконоборческий период (VIII - первая половина IX вв.);
- период Македонского Возрождения (867-1056);
- период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185);
- период Палеологовского Ренессанса, возрождения антикизирующих тенденций и эллинистических традиций (1261-1453).

Искусство каждого из этих исторических периодов настолько отличается по содержанию и формам от других, что требует отдельного рассмотрения. Значительные трудности представляет и определение географических границ понятия "византийское искусство". В него включают собственно памятники искусства Византийской империи, многие произведения на территории Италии, прежде всего мозаики Равенны и сокровища собора Св. Марка в Венеции, памятники раннехристианского искусства в Риме и в Малой Азии, работы мастеров Сицилии, фрески церквей Сербии, храмы Грузии и Армении, иконы итало-критской школы, художественные произведения Киевской Руси и в значительной степени - древнерусскую иконопись. Поэтому со временем стали различать определения "искусство Византии" и "византийское искусство". Второе раскрывает влияние и деятельность византийских мастеров в сопредельных странах, где подчас невозможно разделить работу пришлых византийцев и их учеников. В связи с этим В. Лазарев в исследовании "История византийской живописи" (1947) подчеркивал, что выяснение "стилистической сущности византийского искусства и его роли в художественной жизни средних веков романского Запада и христианского Востока зависит от определения отличия константинопольской школы от других национальных и провинциальных школ", а "основная задача изучения восточно-христианского искусства сведется в дальнейшем к все более точному установлению значения отдельных школ, при одновременном признании за Константинополем ведущей роли". Но даже если на время исключить рассмотрение провинциальных школ, значение которых огромно, оказывается, что на формирование стиля столичного, придворного искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии. В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы. В первых веках нашей эры Византий-Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали "Оком Вселенной", а в XI-XII вв. сравнивали с "городом чудес", сказочным Багдадом. В качестве основной силы, связующей столь разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г. Но еще долго после этого события не было собственно "византийского искусства", единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства. Только после V в., как считал В. Лазарев, названием "искусство Византии" можно определить новое "соединение античного сенсуализма" и "примитивных экспрессионистических тенденций Востока в своеобразном христианском искусстве", но даже и тогда это искусство не стало однородным. В официальной идеологии всячески подчеркивалась роль христианской религии. По преданию, император намеревался вначале основать свою столицу в древнем Илионе, но "Господь указал ему другое место", не связанное с языческими традициями. В то же время известно, что в Константинополь свозились античные статуи, там воздвигались римские Триумфальные арки, в центре строящегося города отвели место для Форума, где поставили порфировую колонну со статуей Аполлона. Влияния античного искусства были столь сильны, что еще долго Богоматерь сравнивали с богиней Афиной. А на главной рыночной площади Тавра (греч. tauros - бык) находилась полая внутри бронзовая фигура быка. В нее сажали осужденного, а затем под быком разводили огонь. И пока при стечении народа грешника жарили живьем, его истошные крики "казались ревом быка". Такова была одна из форм "византийского искусства". Определяющую роль эллинистических традиций в формировании мировоззрения византийцев впервые обосновал Д. Айналов в книге "Эллинистические основы византийского искусства" (1900). Его ученик Л. Мацулевич в 1920-х гг. для обозначения устойчивых эллинистических тенденций ввел понятие "византийский антик" (1929). Австрийский историк искусства И. Стржиговски в книге "Восток или Рим?" (1900) выдвинул идею, согласно которой корни византийского искусства следует искать не в Греции или Риме, а на Ближнем Востоке.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz