arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Дорийский стиль  Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Если требовалась высокая опора, дориец не поставит высокий столб: в таких случаях использовались колонны в несколько ярусов, уменьшающиеся кверху, как правило, это делалось внутри наоса, где нужно поддерживать кровлю. Вдоль колонн, через отдельные барабаны, фуста (ствола) вытесывались желобки - каннелюры. В ранних храмах их было 16 или 24 (по окружности), в классических - 20, в поздних - 32. На уровне роста человека имеется легкое расширение - энтасис, это усиливает перспективное сокращение формы колонны вблизи, как при взгляде вверх, так и при взгляде вниз, отчего опора зрительно становится более упругой. В ранней ахейской капители плита-абака в два раза выше эхина, а эхин отделен от ствола колонны глубокой бороздой. В колоннах храма Геры в Олимпии (ок. 650 г. до н. э.) эти размеры сближаются, а вместо борозды, гипотрахелия, появляются три "колечка" - аннелеты. В Парфеноне Афинского Акрополя (447-438 гг. до н. э.) таких аннелетов пять. В храме Зевса в Олимпии (471-456 гг. до н. э.) и в Парфеноне высота абаки и эхина равна. Такая капитель называется аттической. Ранняя напряженная форма эхина постепенно сменяется более плавной. В Парфеноне, акропольских Пропилеях и в храме Афины в Тегее (конец IV в. до н. э.) контур эхина представляет собой почти прямую линию, только вверху, у самой абаки, она делает короткий изгиб. В поздних сооружениях дорийского стиля IV-III вв. до н. э. профиль эхина окончательно теряет упругость и вырождается в безжизненный конус. Гипотрахелий мудро предохраняет каннелюры верхнего барабана колонны от сколов под капителью. Меняется количество колонн и их отношение по главному и боковому фасадам: от 6 х 13 в храме Посейдона в Пестуме к 8 х 17 в Парфеноне (отношение п : 2п + 1). Высота колонны и величина интерколумния (расстояния между осями колонн) обычно соотносятся как 2:1. Триглифы фриза зрительно продолжают вертикальное движение - они располагаются по осям колонн и замыкают углы фриза. Такое расположение древнеримский архитектор Витрувий (I в. до н. э.) назвал "opus monotrigliphon" (лат. "монотриглифный порядок"). Но при этом возникает сложность: чтобы триглифы главного и боковых фасадов зрительно подчеркивали углы, соединяясь вместе, и оставались бы точно над осями колонн, зодчим приходилось применять "угловую контракцию" - постепенное, еле заметное сближение колонн к углам. Это шло на пользу зрительному впечатлению, поскольку компенсировало иллюзорное утонение угловых колонн в потоках яркого солнечного света. С этой же целью угловые колонны делались несколько толще остальных и слегка наклонялись внутрь. Если в ранних постройках подобных сложностей избегали, делая триглифы шире или меняли пропорции метоп, то в поздних, как в Парфеноне, изысканная контракция - несовпадение зрительных впечатлений и действительных отношений - выражают эллинскую идею оптического пространства и достижение через рациональное пропорционирование идеальной зрительной гармонии.
Позднее Витрувий отступил от "правила угловых триглифов". Желая придать больший рационализм всей конструкции, он вынес на углы здания метопы и тем самым уничтожил зрительную размеренность, тектоничность дорийского стиля. Но гармонические отношения дорийской архитектуры этим не исчерпываются. Триглифов по фасадам здания ровно вдвое больше, чем колонн. Поэтому они располагаются попеременно: один по оси колонны, следующий - по оси интерколумния. При этом в классический период была достигнута идеальная пропорция: отношение интерколумния к нижнему диаметру колонны то же, что и отношение ширины метопы к ширине триглифа, а именно 3 : 2. Высота всей капители равнялась ширине триглифа. Высота колонны менялась: от 10 до 12 модулей, за который брался средний радиус колонны. По Витрувию, нижний диаметр дорической колонны - эмбат - относится к ее высоте как 1 : 7. Ритм триглифов, чередующихся вдвое чаще, чем колонны, замечательно связывает нижнюю часть здания с верхней, колонны с интерколумниями, вертикали опор с горизонталью антаблемента. Этот ритм снова удваивается в расположенных еще выше, на нижней плоскости карниза, мутулах - прямоугольных плитах (их вдвое больше, чем триглифов). Полифоническая композиция развертывается и далее, в более мелких деталях. На каждом мутуле находятся по восемнадцать выступов -гуттов (три ряда по шесть), напоминающих свисающие с карниза капельки воды. Вертикальные членения триглифов рифмуются с каннелюрами колонн. Под триглифами проходит горизонтальная "полочка" - тения. К ней также крепятся гутты (под каждым триглифом), что придает особую связность фризу и архитраву. Скульптура метоп и фронтонов, в отличие от вертикальных членений, подчеркивает центростремительное движение по горизонтали. Композиции рельефов метоп торцовых (западного и восточного) фасадов дорического храма строятся таким образом, что их изображения имеют общую направленность: либо к центру - оси симметрии всего здания, либо к углам храма. Рельефы метоп на продольных сторонах обычно направлены в одну сторону. Таким образом, композиции метоп одновременно разделены триглифами и связаны общим, пронизывающим их движением. Яркая раскраска выявляет вертикальное направление. Несущие части, колонны и архитрав, остаются белыми, неокрашенными. Капители, фриз и фронтон ярко расцвечивались. Триглифы раскрашивались синим, фон метоп и тимпан - ярко-красным (см. т. 1, цв. табл. 9). К этому добавлялись позолота, иногда зеленый цвет и даже черный контур, которым обводились мелкие детали. Таким образом, идеал дорийского стиля заключается в строгой тектоничности - расчлененности, размеренности и ритмичности форм. Эти же качества мы находим в дорийской скульптуре. Дорийский стиль в VI-V вв. до н. э. развивали мастера двух основных школ - аргосскои и сикионскои. В Аргосе делались знаменитые аполлоны и куросы; аргосские скульпторы проявляли особенный интерес к изучению конструктивных узлов фигуры, суставов, сочленений. Сикионцы увлекались ритмикой складок одеяний фигур - дорийского пеплоса, графической трактовкой волос, деталей лица. Классическим образом эти черты стиля проявились в бронзовой статуе "Дельфийского возничего" (470-е гг. до н. э.). Самым знаменитым скульптором аргосскои школы был Поликлет, автор прославленных статуй Диадумена и Дорифора (450-440 гг. до н. э.). Складки хитона "Дельфийского возничего" отвечают каннелюрам дорийских колонн, а тектоника идеальных фигур атлетов, созданных Поликлетом Аргосским, та же, что и у храмов дорического ордера. Однако понятия дорического ордера и дорийского стиля сложились лишь после того, как в античном искусстве сформировались черты ионического ордера и ионийского стиля (в VI-V вв. до н. э. в ионийских колониях Малой Азии и в Аттике). Собственно названия появились в трактате Ви-трувия в I в. до н. э. В более широком значении понятие дорийского лада, или модуса (греч. modos - мера, норма), встречается в "Поэтике" Аристотеля (ок. 330 г. до н. э.). Дорийский лад соответствует музыкальному интервалу октавы (2 : 1), или диатоническому строю (греч. dia -через и tonos - целый тон; см. ордер; пропорционирование). В эстетике европейского Классицизма XVII-XVIII вв. дорийский модус, в отличие от ионийского, лидийского, фригийского, означает мужественность, строгость, ясность, конструктивность во всех видах искусства: музыке, поэзии, архитектуре, скульптуре и живописи. Именно в этом значении употреблял понятие "дорийского модуса" Н. Пуссен, когда писал о замысле своей картины "Аркадские пастухи".

 

ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ СТИЛЬ

ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ СТИЛЬ - (нем. "Altdeutsch") - один из неостилей западноевропейского искусства периода Историзма. Получил распространение главным образом в Германии 1880-1890 гг., после Неоготики и стиля "неоренессанс".
Стиль "альтдойч" эклектичен; в стремлении возродить "старую добрую Германию" архитекторы, живописцы и скульпторы смешивали элементы Готики, стиля "трубадур", Северного Возрождения. В 1890 г. был достроен готический собор в Ульме.
Огромная башня западного фасада увенчана ажурным шатром и стала самой высокой в мире (161 м). В "готическом стиле альтдойч" заново оформлен интерьер дворцовой церкви в Виттенберге (1883-1892). В Гамбурге в сказочно-причудливом стиле построен мост через Эльбу (1890-1892). В стиле, позднее получившим название "хайматкунст" (нем. "Heimatkunst" - "родное искусство"), строились замки, похожие на иллюстрации к сказкам братьев Гримм, жилые дома, здания ратуш. В этом стиле работали скульпторы X. Д. Раух, Л. Вихманн, X. Ф. Тик. Они создавали фигуры рыцарей, искателей Св. Грааля, героев народных сказаний, что дало повод еще к одному названию: "тевтонский стиль".
В оформлении интерьеров и мебели вновь входили в моду "гамбургские" и "данцигские шкафы" - тяжелая мебель с элементами северного немецкого барокко (см. Ганза), кресла "дантеска". Неоготический декор сочетался с "ренессансной" резьбой, витражами в окнах, изделиями из бронзы с искусственной патиной, занавесями "драпри" (см. также "Макарта стиль"). Подобные интерьеры были настолько перегружены громоздкой мебелью и бутафорскими предметами, что позднее получили ироничное прозвание "клоповый ренессанс".

 

ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ

ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ - (англ. Decorated Style) -стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272-1349) после раннего периода (см. ланцетовидный стиль) и сменившийся затем поздней Готикой, или "перпендикулярным стилем". В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды -сложные, с дополнительными нервюрами - тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные - сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки "декоративного стиля" намечаются в соборе Солсбери (1220-1266) с огромной башней средокре-стия.
Главные памятники - неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), там же - Капелла Св. Стефана (не сохранилась), галереи клуатра и дормиторий, хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285-1340). В нефе собора Йорка (1280-1350) трифории включены в обрамления больших окон второго яруса и превратились в ряд декоративных арочек, напоминающих орнамент масверк. Тонкие пучки опор создают легкое светлое пространство капеллы собора в Или (1321-1349). Интерьеры собора в Глостере (1340-1370-е гг.) представляют собой пример переходного стиля от "украшенного" к "перпендикулярному".
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz