arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Ретроспективизм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Почти в то же время (1911 г.) архитектор В. А. Щуко (1878-1939 гг.) выстроил русские павильоны на Международных выставках в Риме и Турине в формах русского классицизма с ордерными колоннадами и с характерной двухцветной окраской. Таким образом, видные зодчие в архитектуре зарубежных павильонов для русских экспозиций отразили два принципиально разных художественных направления ретроспективизма предреволюционных лет: неорусское и неоклассицистическое. Выдающимися представителями неоклассицистического направления в 1910-х годах были В. А. Щуко, И. А. Фомин, А. Е. Белогруд, М. М. Перетят-кович, И. В. Жолтовский. Эти зодчие в России предреволюционной поры заняли ведущее место, доказывая своим творчеством жизнеустойчивость художественных традиций и форм. Ретроспективность задержала развитие прогрессивных рационалистических сторон архитектуры, возвратив ее на путь ретроспективизма. Архитекторы-неоклассицисты, помимо глубокого знания русской архитектуры, особенно классицизма, специально изучали в натуре его античные истоки и методы их преломления в творчестве мастеров эпохи итальянского Возрождения, в частности гениального зодчего Андреа Палладио. Произведения этого архитектора и его теоретический трактат "Четыре книги об архитектуре" сыграли в XVIII в. важную роль в становлении классицизма в России, породив стилистическое направление, называемое палладианством.

Именно поэтому здания и проекты А. Палладио вновь привлекли внимание неоклассицистов. В некоторых произведениях И. В. Жолтовского, В. А. Щуко, И. А. Фомина, А. Е. Белогруда и других отчетливо прослеживается палладианс-кая интерпретация античных форм и ордеров. Наиболее характерными примерами этого являются доходные дома, выстроенные ими в 1910-х годах, фасады которых во многом воспроизводят палладианские композиции фасадов дворцов в Виченце. В Москве на Спиридоньевской ул. (ныне ул. А. Толстого, 30) архитектор И.В.Жолтовский (1867-1959 гг.) в 1909-1910 гг. выстроил особняк Тарасова, с большой точностью повторив фасад палаццо "Тьене" в Виченце с тяжелой рваной рустовкой внизу, со сдвоенными пилястрами и сильными обрамлениями окон вверху.

В Петербурге архитекторы А. Е. Белогруд и В. А. Щуко для формирования фасадов доходных шестиэтажных домов иногда использовали большой пал-ладианский ордер, гипертрофируя его до размеров многоэтажного здания. Характерным примером этого является фасад доходного дома на Большом проспекте, 77 Петроградской стороны, построенного в 1910-е годы архитектором А. Е. Белогрудом (1875-1933 гг.). Это монументальное шестиэтажное здание с полуколоннами большого ордера, декоративным аттиком и статуями на нем над каждой колонной.

Лучший же образец доходного дома с палладианской трактовкой фасада создал архитектор В. А. Щуко на Каменноостровском (Кировском) проспекте, 65 (около 1910 г.). Фасад дома составляет замкнутая система огромных трехчетвертных колонн композитного ордера на высоком цокольном этаже с сильно раскрепованным антаблементом, в который вписан последний, шестой, этаж. Между колоннами мастерски вкомпонованы эркеры, что подчеркивает назначение здания для жилья. Доходные дома, созданные А. Е. Белогрудом и В. А. Щуко,- примеры творческого воспроизведения незавершенного творения А. Палладио - лоджии дель Капитанио в Виченце.

Другим примером творческого преобразования палладианских приемов в Петербурге является дом С. С. Абаме-лек-Лазарева на Миллионной (ныне Халтурина) улице, 22-24 (1913- 1915 гг., арх. И.А.Фомин); фасад его со стороны р. Мойки с коротким ритмом коринфских пилястр большого ордера навеян созданным А. Палладио палаццо Вальмарана.

Интересными образцами искусной интерпретации форм и композиций архитектуры итальянского Возрождения являются некоторые петербургские здания. Так, в 1911 -1912 гг. на Невском проспекте, 21 для торгового дома Ф, Л. Мертенса архитектором М. С. Лялевичем (1876-1944 гг.) было построено здание с эффектным трехарочным фасадом с классическими колоннами. В этом здании архитектор умело сочетал современную структуру и железобетонные перекрытия с ретроспективным его обликом.

В 1915 г. архитектор М. М. Перетят-кович (1872-1916 гг.) на Большой Морской (Герцена) улице, 15 создал тяжеловесное здание Русского торгово-промышленного банка с торжественной колоннадой, вознесенной на очень высокое рустованное основание. Фасад его запечатлел оригинальную попытку новаторского использования палладианских приемов для создания представительного общественного здания.

Еще более оригинальным предстало в 1911 -1912 гг., другое банковское здание, выстроенное М. М. Перетятковичем на Невском проспекте, 7/9; это дом Вавельберга. Композиция его фасада словно навеяна обликом венецианского Дворца дожей и является примером поиска творческого стимула в более отдаленном по времени наследии.

То же прослеживается при рассмотрении облика доходного дома, выстроенного на площади Льва Толстого в 1913-1917 гг. архитектором А. Е. Белогрудом. Башни, фланкирующие фасад со стороны площади, гладь стен и каменные обрамления проемов, часть которых имеет стрельчатое очертание,- все это ассоциируется со средневековой западноевропейской романской архитектурой.

В 1910-х годах строительство велось в основном в столице, а в Москве и других городах сооружалось немного зданий, из которых выделяется яркое произведение архитектора А. И. Тама-няна в Москве - дом Щербатова на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского, 11; 1911 -1913 гг.). Одним лишь сооружением автор сформировал торжественный ансамбль, сочетав части доходного дома в форме двутавровой композиции в плане с разновысокими корпусами и курдонерами. Ансамбль дома Щербатова по архитектурной выразительности представляет собой оригинальный пример неоклассицизма. Другим интересным и поучительным примером того же стилистического направления является здание Киевского вокзала (1914-1917гг.) в Москве, построенное по проекту архитектора И. И. Рерберга (1869-1932 гг.) при участии В. К. Олтаржевского. Асимметричное здание с высокой часовой башней обогащено сдержанно выраженными классическими элементами, колоннадами, портиками, подсказанными русским классицизмом XIX в.

Значительным произведением неоклассицизма в Москве является здание Музея изящных искусств (1898 -1912 гг.), возведенное архитектором Р. И. Клейном (1858-1924 гг.). В его многоколонном торжественном фасаде использован греческий ионический ордер (типа Эрехтейона) в наибольшей чистоте. Это музейное здание с большими залами, оборудованными фонарями верхнего света, рассчитано на интенсивную посещаемость, что обусловило его тщательную функциональную организацию. Обращение к архитектурным формам общественных сооружений античности позволило Р. И. Клейну зданию нового назначения придать представительный характер. Верный своей приверженности к древнегреческим ордерам, Р. И. Клейн в 1914 г. выстроил в Москве одно из первых в России специальных зданий для кинематографа "Колизей".

Из построек неоклассицистического направления на периферии следует отметить: театр имени Ф. Г. Волкова в Ярославле (1909-1911 гг., арх. Н.А.Спирин) ; Педагогический музей в Киеве (1911 -1913 гг.), созданный архитектором П.Ф.Алешиным (1881 -1961 гг.).

В начале XX в. строительство небольших особняков в городах и загородных или пригородных усадеб резко сократилось, причем здания эти уже не отличались прежним размахом и изысканностью. Наряду с особняками, создававшимися в характере модерна, их иногда строили в духе неоклассицизма.

Таким примером может служить особняк Т.В.Белозерского (1913-1914 гг.) в Петербурге на Дворянской (Куйбышева) улице, 25, построенный архитектором А. А. Олем (1883-1958 гг.). Фасад этого особняка с пилястровым портиком большого ордера не оставляет сомнения в источнике вдохновения - это был русский классицизм конца XVIII в.

Одним из замечательных примеров роскошной пригородной усадьбы является дворец А. А. Половцева на Каменном острове (набережная Большой Невки, 22) в Петербурге (1912-1913 гг.), созданный архитектором И. А. Фоминым в лучших традициях русского классицизма. Дворец и по композиции плана с курдонером, и по трактовке фасадов - с колоннадами, охватывающими парадный двор, и по красоте интерьеров представляет собой блестящий образец неоклассицизма в палладианс-кой трактовке, созданный выдающимся его представителем И. А. Фоминым, так и не успевшим завершить великолепный замысел грандиозного ансамбля "Новый Петербург" на острове Голодай в Петербурге.

В 1917 г., когда началась новая эра в истории народов России и всего мира - эра социализма, все крупнейшие архитекторы предреволюционной России: А. Е. Белогруд, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. И. Таманян, П. Ф. Алешин, Ф. О. Шехтель и многие другие приняли всем сердцем социалистическую революцию и приступили к плодотворной деятельности по созданию советской архитектуры для свободного народа, строившего социализм.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz