arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Школа Глазго   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ГЛАЗГО ШКОЛА

ГЛАЗГО ШКОЛА - (англ. Glasgow school; см. школа). Глазго (Глэзгоу) на севере Великобритании - древний город Шотландии. Возник в VI в. на месте кельтского поселения. В Глазго находится собор в стиле английской готики с одной большой башней над средокрестием (1181-1508). Но более всего в истории архитектуры и дизайна этот город прославился на рубеже XIX-XX вв. благодаря творчеству шотландских художников во главе с Чарлзом Рэнни Макинтошем (1868-1928). В 1900-х гг. сложилась "группа четырех": Ч. Макинтош, его жена М. Макдоналд, Дж. X. Макнейр и его супруга Ф. Макдоналд (сестра М. Макдоналд). К этой группе присоединилась Дж. Ньюбери, художница по текстилю, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был ее муж Ф. Ньюбери. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров "удара бича" французского Ар Ну во. Ч. Макинтош был выдающимся архитектором-декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком, акварелистом. В своих графических работах Ч. Макинтош близок течению символизма, он причудливо стилизовал природные формы. В проектах оформления интерьеров "группы четырех" использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества рациональной гармонии. "Стиль Глазго" развивал рационалистические традиции английского искусства, но придавал им новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна. Особенно знаменитыми стали стулья Ч. Макинтоша с высокими решетчатыми спинками. В 1900 г. состоялась выставка произведений Ч. Макинтоша в Венском Сецессионе. Она оказала значительное влияние на австрийских художников и, в частности, на работу "Венских Мастерских". Великий князь Сергей Александрович предложил художнику организовать такую же выставку в Москве. Она состоялась в 1902-1903 гг. 

ГОЛЛАНДИИ ИСКУССТВО

ГОЛЛАНДИИ ИСКУССТВО - (голл. Holland, ст.-нидерл. Hotland - "Лесная страна") - оригинальный исторический тип искусства. Голландия - государство, образовавшееся в XVII в. на северо-западе Европы, у побережья Северного моря, между Германией и Францией (с 1815 г.- Нидерланды; см. нидерландская школа). В середине XVI в., в 1556 г., Нидерланды ("Нижние земли") были захвачены Испанией; в 1564 г. началось восстание против испанского владычества. По условиям перемирия 1610 г. семь северных "соединенных провинций" (по Утрехтской унии 1579 г.) получили независимость и стали именоваться по названию самой крупной из них - Голландией. Южная часть Нидерландов осталась под властью Испании, получив название Фландрии. Особенные природные условия - близость моря, "дыхание океана" и плодородные земли на равнине ниже уровня моря - формировали своеобразную психологию и жизненный уклад голландцев. Для спасения своих земель от затопления им приходилось возводить насыпи - "полдерсы", дамбы, устраивать каналы и шлюзы. Основным занятием голландцев наряду с сельским хозяйством стало мореплавание и торговля - это способствовало широте мышления, динамизму, влечению к экзотике и тяге к дальним странствиям. Благодаря контактам со странами Востока - Китаем, Японией, Индией, европейцы обязаны голландским торговцам многими открытиями. В XVII столетии Голландия была единственной страной в мире, где три четверти населения проживало в городах и занималось свободным ремесленным трудом. Освобождение от католицизма и испанской монархии усилило значение нравственных ценностей личности - достоинства, независимости, трудолюбия, творческой инициативы. В свободной Голландской республике не было необходимости в возведении поражающих грандиозностью и роскошью дворцов, а протестантская религия не допускала украшения храмов живописью и скульптурой. Не было и богатых заказчиков, покровителей искусства в лице королевского двора и церкви. Поэтому искусство Голландии стало развиваться вне европейской традиции Классицизма и Барокко, академизма и придворных школ. Архитектура и скульптура получили меньшее развитие, чем в Италии или Франции, зато на первый план вышла камерная живопись, и именно голландцы оказались создателями жанров сельского, морского и городского пейзажа, интерьера, натюрморта, бытовых сцен. На этом фоне заметны исключения, например, живопись утрехтской школы, находившейся под влиянием католицизма. Особенно внимательны голландцы были к оформлению уютного жилого интерьера, скромной и практичной мебели, изделиям художественного ремесла. Во внешнем облике зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Городская застройка по берегам каналов, к примеру в Амстердаме, столице Голландии, роднит эту архитектуру с венецианской, но стиль ее иной, в нем нет показной роскоши и стремления к внешним эффектам. Голландские дома - обычно узкие по фасаду, сильно вытянутые в глубину здания. Кровля с крутыми скатами создает на фасадах высокие фронтоны - ступенчатые, либо "шейные", с вогнутыми контурами. Башни имеют конические или луковичные завершения. Протестантские церкви - кирхи (голл. kerk) - украшаются высокими шпилями и причудливыми навершиями (grotekerk), сочетаниями шпиля и купола. Для сельских домов характерны валъмо-вые кровли. Дома строились из красного кирпича, а ордерные элементы - карнизы, наличники окон, пилястры, порталы дверей - делались из гипса, обычно по деревянной, фахверковой конструкции (гипс, впитывая влагу, предохраняет дерево от гниения). Эта техника отчасти следует технологии древних римлян. Гипсовые детали белились известью, это придавало зданиям оригинальную двуцветность, нарядность, праздничность. В Голландии, в отличие от Италии и Франции, не было залежей белого камня, отсюда отсутствие арочных элементов, конструкция которых развивалась в каменной кладке (хотя и родилась из кирпичной). Жилые дома в городах Голландии служили одновременно торговыми складами. Так, в Амстердаме узкие фасады домов (иногда в ширину одного окна) имеют на фронтоне консоль и крюк, с помощью которых товар в мешках или бочках поднимали прямо с палубы баржи на верхний этаж, оберегая его от сырости, либо просто подвешивали для обозрения покупателей. Практичный и нарядный стиль бюргерской архитектуры Голландии полюбился российскому царю Петру I во время посещения этой страны в 1697-1698 гг. Он стал одним из источников архитектуры "петровского барокко" первой трети XVIII в. в северной столице России. Голландскую архитектуру XVII в. иногда называют "голландским барокко", но к подлинному стилю Барокко она имеет лишь косвенное отношение, ее роднят с этим стилем нарядность, пестрота и отдельные декоративные элементы. Стиль Барокко имеет иные корни, которых в протестантской Голландии быть не могло. Более правомерное определение - хаарлемская школа, подразумевающее творчество архитекторов во главе с Ливеном де Кеем (1560-1627), в котором соединялись черты Классицизма и Маньеризма. Характерно, что и живописцы г. Хаарлема более тяготели к академизму и Маньеризму, чем к Барокко. Главой амстердамской архитектурной школы был Хендрик де Кей-сер (1565-1621), а затем Якоб фан Кампен (1595-1657), автор классицистического здания Ратуши в Амстердаме, и его последователь Питер Пост (1608-1669). Произведения архитекторов амстердамской школы XIX-XX вв. также отличают стремления к простоте, рационализму. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромного и удобного. Для голландских интерьеров, запечатленных на картинах "малых голландцев", знаменитого Яна Фермейра (Вермера) Делфтского (1632-1675), характерны дубовая обшивка стен, мозаичный пол в крупную бело-черную шахматную клетку, резная мебель, заморские ковры, зеркала, латунные "голландские люстры" с большим шаром в середине, серебряная посуда из Нюрнберга и Аугсбурга, дорогие стеклянные кубки из Венеции, китайский фарфор или делфтские фаянсы. На стенах - морские карты и небольшие картины в рамах черного полированного дерева. С тех пор как голландцы получили свободу и независимость, они стали по-иному видеть мир, совсем по-домашнему изображать то, что их окружает в обыденной жизни. Голландские картины проникнуты искренним, несколько наивным чувством, которое говорит о том, что все изображенное художником принадлежит лично ему. В этом обывательском прагматизме, чувстве собственника, в этой гордости своим благосостоянием проявилась не только ограниченность мышления, узость интересов, но и, в особенности на первых порах, замечательная поэтичность голландского искусства, глубина проникновения в предметный мир, сделавшая именно живопись главным средством выражения формирующейся национальной психологии голландцев. Окружающие предметы получали свое место на картине не по причине особой значительности, символического смысла, а как таковые, из-за своей красоты и живописности. Голландской живописи не свойственны итальянская идеализация, немецкая экспрессивностъ или французское изящество. Уют и тишина голландского дома, красота материала и добротность вещи, широта пейзажа с высоким небом, ощущение света и воздуха, романтика морских далей - вот основные темы голландских картин. Эти картины, как правило, невелики по размеру - чтобы было удобнее разместить на стене в комнате. Такая парадоксальная "прагматичная романтика" живописи "малых голландцев" дала удивительный результат. Для нас не столько важны творческие индивидуальности голландских художников, среди которых были первоклассные мастера, сколько общие, даже становящиеся от многократного повторения банальными, черты стиля. Разве нас волнуют обстоятельства жизни и творчества Ф. Мириса, Г. Метсю, Я. Порселлиса, Г. Терборха в той же мере, в какой гипнотизирует судьба Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля? Более важны картины, да и то не в отдельности, а все вместе, как проявление целостного стиля. Исключение представляет один художник - гениальный и таинственный Рембрандт Харменс фан Рейн (1606-1669). Это единственный ставший "большим" из "малых голландцев" художник, которого называют не по фамилии, как остальных, а только по имени: Рембрандт. Уроженец Лейдена, с 1631 г. Рембрандт жил и работал в Амстердаме, испытал влияние утрехтских караваджистов, приемов стиля Барокко, но вскоре нашел собственный стиль, построенный на эффектах светотени и сближенных золотисто-охристых тонов. Творчество Рембрандта затруднительно отнести к какому-либо художественному направлению. "Только одному Пуссену, но в рамках другого стиля, удавалось достигнуть такой же многозначительности в воссоздании простейших состояний человеческого существования и найти им ясное пластическое выражение". Рембрандт - художник-философ, владеющий магией света и тени. Но некоторые из его картин кажутся непомерно увеличенными и незаконченными этюдами. Так, знаменитый "Ночной дозор о в амстердамском Рейксмузеуме производит странное впечатление - плоские лица и упрощенная моделировка фигур (недаром заказчики отказались от этой картины). При подобном увеличении проступает несовершенство рисунка и неясность композиции. Может быть, "малый жанр" голландской живописи не терпит таких экспериментов даже под кистью гения? Там же, в Рейксмузеуме, экспонируются принадлежности неизвестного голландского живописца: ящик для красок с откидной крышкой, расписанный снаружи забавными сценками голландской жизни; внутри, в деревянных ячейках аккуратными рядами стоят миниатюрные керамические горшочки для красок - какое отражение стиля жизни голландского мастера XVII века! Протестантское учение кальвинизма, получившее распространение в Голландии, способствовало обращению искусства живописи к обыденной жизни горожан. Согласно идеям Ж. Кальвина (1509-1564), вся будничная, земная жизнь человека рассматривается как богоугодное дело, а преуспевание в ней свидетельствует об избранности человека перед Богом. Поэтому голландскому искусству не свойственно разделение на "высокие" и "низкие" жанры, принятое в европейской академической традиции. Библейские герои показывались голландскими художниками на фоне обыденного пейзажа и с прозаическими подробностями обстановки. Показательно толкование самими голландцами термина "живописный" (голл. schilderachtig - достойный изображения) в смысле: простой, не требующий особого размышления, но полный заимствованного у природы изящества сюжет.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz