arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Историзм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Испанец по рождению, начавший свою творческую деятельность в родной Барселоне, Р. Бофилл стал главой творческого содружества "Тальер де Аркитектура", объединившего в 1960-е гг. испанских архитекторов, художников, литераторов, философов, актёров - профессионалов и дилетантов, - ищущих новых путей развития искусства.
Такая широта подхода к поиску пути выхода их тупика позднего функционализма принесла неожиданный, но плодотворный результат - обращение к классическому наследию и применение его принципов в проектировании крупных градостроительных композиций. Мастерская Р. Бофилла проектирует, руководствуясь этими принципами, в Испании, Франции. Бельгии, США.
В 1991 г. Бофилл был приглашен к участию в решении проблем дальнейшего развития массового индустриального жилищного строительства в СССР, но напряжённые социальные процессы 1990-х гг. в отечестве помешали дальнейшему творческому содружеству.

 

"Тальер де Архитектура".

Портфель осуществлённых проектов "Тальер де Архитектура" и Бофиллом лично обширен: здания гостиниц, офисов, жилых домов, зрелищных зданий, небоскрёбов и др., однако, наиболее существенным образом его новаторство сказалось на создании крупных жилых комплексов с недорогими квартирами, построенных на окраине Парижа и в других городах Франции. В этих работах зодчий использует достижения Современного движения в области компоновки функционально целесообразного недорогого жилища и его ориентацию на современные индустриальные технологии (преимущественно панельное домостроение), но решительно отвергает его градостроительные и эстетические концепции. Р. Бофилл считает, что функционализм с его интересом к объёмам отдельно, свободно размещённых в застройке зданий утратил культуру городского пространства и привёл к разрушению его среды, лишив жителей новых районов привычной городской обстановки. Он утверждает, что архитектура массового жилища должна опираться на достижения национальной культуры. В своих работах для Франции он считает такой национальной базой для проектирования французский классицизм. Он пишет: "Классицизм даёт нам своеобразную общую основу со строгими правилами, которая позволяет каждому творцу что-то менять, не нарушая связи... Классицизм позволяет не задавать тип здания, но даёт необходимые принципы для изобретения новых типов...
Во французском масштабе я смог доказать, что дешевое жилище не является символом сдачи позиций или грубости, а напротив, некоторым торжеством и соответствующим ему чувством ритма и красоты без сколь- либо существенного повышения стоимости. Пригороды отнюдь не обязательно хлам, но иногда и монументы в честь человека".
В своих крупных французских композициях - "Озёрные аркады" в Сен-Кантен-ан-Ивелин (1978-1980), "Зелёный полукруг" в Сержи-Понтуаз (1981-1986), "Дворец Абраксас", "Театр" и "Арка" в Марн-ла-Валле (1978- 1983), "Антигона" в Монпелье (1979-1986) и др. - Бофилл, опираясь на градостроительное наследие барокко и классицизма, создаёт продуманную пространственную среду из взаимосвязанной системы площадей и улиц. Их пространство создает для жителей района привлекательную среду, как места постоянных прогулок и общения. Наиболее интересен в этом отношении проект районе "Антигона" в Монпелье - строго симметричная осевая композиция, которая развивается по перпендикуляру к набережной реки Лез, открываясь к ней полукруглой площадью. Далее на ось композиции последовательно нанизаны трёхлестковая в плане площадь, квадратный сквер, вытянутая вдоль оси площадь Тысячелетия (повторяет габариты площади Навона в Риме). Завершает ансамбль четырёхлепестковая площадь Номбрд' Ор (золотого сечения). Смену зрительных впечатлений при пересечении столь разнообразных пространств обогащает продуманное решение, как самих площадей, так и окружающих зданий, основанное на тщательном пропорционировании объёмов и членений. Столь же продуманны "Озёрные аркады" и "Абраксас". В обоих случаях строго соблюдены принципы классической симметрии в организации пространств, но их композиции индивидуальны и принципиально различны.
Композиция "Озёрных аркад" навеяна образами древнеримских акведуков. Она составлена из односекционных жилых блоков ( "устои" акведука), связанных между собой высокими (в четыре этажа) арками и проходящим по аркам пятым, аттиковым этажом. Градостроительный замысел автора - разместить комплекс над озером - обеспечило возможность целостного панорамного восприятия его композиции с больших дистанций, как пышной театральной декорации, придающей всему ансамблю праздничность - эмоцию, давно ушедшую из архитектуры массовой жилой застройки.
Комплекс на 591 квартиру - "Дворец Абрасас" в Марн-ла-Валле (спальный район Парижа) состоит из трёх сооружений: 19-этажного П-образного в плане дома ("дворец" ), 9-этажного полуциркульного в плане ("театр") и 10-этажного ("триумфальная арка"). Сложная пластика фасадов и объёмов зданий обусловлена функционально и композиционно. Так с внутренней стороны дуги "театра" размещены вертикальные стеклянные полуцилиндры, образующие эркеры в квартирах и вертикальные членения фасадов. В размещенных на внешней стороне дуги глухих вертикальных полуцилиндрах - лестницы, а их внешний объём - архитектурный колоссальный ордер, входящий в композиционное взаимодействие с малым ордером (на высоту этажа) внешнего фасада. Такое "двойное кодирование" формирует крупный масштаб, соответствующий условиям восприятия композиции со стороны городской площади. Согласно исходному замыслу автора композиция комплекса симметрична, обнимает полузакрытое пространство двора Поверхность территории двора спланирована уступами, образующими открытый амфитеатр.
Вдоль общей поперечной оси всех трёх сооружений комплекса устроены разрывы "сплошности" застройки: полный - в "театре", в виде высоких арок в "дворце" и в "триумфальной арке". Благодаря этому в ансамбль вовлекается внешнее пространство, что исключает изоляцию комплекса от окружающей застройки.
Эстетика "Тальер де Аркитектура" заключается наряду с ориентацией на высокие композиционные принципы классицизма в использовании потенциала (эстетического) современной строительной техники сборного- железобетона. Авторы базировались на классической тектонике членения фасадов на "основание", "тело" и "венчание", применение традиционных для французского классицизма вытянутых пропорций окон, треугольных и лучковых наличников, ордерных пилястр, колонн и антаблементов. Авторам удалось доказать, что использование таких форм в сборном железобетоне вполне возможно, а их реализация, в частности, в комплексе "Абраксас" потребовала дополнительной номенклатуры фасадных элементов из 49 марок, практически не удорожившей строительство. Авторы много работали над цветовым решением фасадов и, исследовав целый ряд пигментных добавок, пришли к выводу, что наиболее благородный колорит бетона достигается не пигментацией, а соответствующим подбором цвета песка для бетонной смеси.
Работы "Тальер де Аркитектура" помимо того, что они подтвердили жизнеспособность классической традиции на новом историческом отрезке развития зодчества, ценны в том отношении, что выявили один из путей эстетического развития индустриального домостроения, скептическое отношение к которому стало банальным общим местом архитектурной критики.
Работы "Тальер де Аркитектура" не оставляют равнодушной ни отечественную, ни зарубежную критику. Некоторые авторы обвиняют представителей группы в наличии элементов кича. Так известный английский критик К. Фремптон пишет о "буртальном кичевом классицизме жилых зданий Р. Бофилла в Париже", а профессор А. Иконников обвиняет Бофилла в осуществлении популистской идеи "дворцов для всех". Однако, признавая в языке Бофилла наличие элементов брутализма, следует с сожалением признать, что брутальное упрощение и огрубление присуще не только Бофиллу, но свойственно в целом всему современному историзму. Если в работах Бофилла и мастеров его школы это упрощение обусловлено технологическими требованиями строительной индустрии и потому достаточно ограничено, то в целом, в современном искусстве оно определяется даже помимо воли художника, более глубинными социальными процессами - стереотипами главенствующей массовой культуры, в которой упрощение классических образов становится сложившимся средством коммуникации.
Подводя итоги опыту историзма в зодчестве ХХ века, следует признать, что классическая античность, как и на протяжении предшествующих четырёх веков развития историзма, остаётся жизнетворной, помогая архитектору в меру его таланта и социальных условий справляться с крупнейшими задачами в практической деятельности. Или, переадресуя слова Гёте, заметить, что "древо жизни вечно зеленеет".
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz