arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Интернациональная готика   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА - (нем. Die Internationale Gotik, франц. gothicite universelle) - стилистическое течение в искусстве Западной Европы 1390-1430-х гг. , имевшее интернациональный характер. Стиль интернациональной готики культивировался при дворах королей практически всех стран Западной Европы: Нидерландов, Франции, Англии, Германии, Италии. Отсюда еще одно его название: "Hofischen Gotik" (нем. "Придворная готика").
Этот стиль связан с рыцарской этикой, придворной куртуазностъю, культом Прекрасной Дамы, романтическими настроениями идеализации уходящего в прошлое средневековья. Стиль интернациональной готики был пассеистским, ретроспективным и развивался параллельно с проторенессансом и началом ренессансных тенденций в искусстве Италии XIV-XV вв. Это была своеобразная духовная оппозиция консервативно настроенной аристократии растущему влиянию классического искусства, особенно сильная на севере Европы. Во второй половине XIV в. античное классическое искусство "казалось слишком натуралистичным для тосканцев и слишком идеалистичным для северо-итальянцев...
Итальянская живопись поддалась соблазну - стилю, вызванному "по ту сторону Альп", - стилю интернациональной готики". Северные страны испытывали влияние тречентистского искусства Италии, прежде всего - живописи Джотто и скульптуры Н. Пизано, но эти влияния попадали на почву устойчивых готических традиций. Интернациональная готика - искусство красочное, изысканно декоративное, экзальтированное, утонченное. Оно представляло собой высший уровень развития готического стиля, своеобразный готический маньеризм. Художники севера как бы не желали замечать существенных изменений, происходивших в это время на юге. Натуралистические тенденции, укрепившиеся в это время в искусстве Нидерландов, были дополнены аристократическим маньеризмом придворного искусства Франции. Так сложился, в частности, элегантный, изысканный стиль миниатюристов парижской школы. К искусству стиля интернациональной готики относятся знаменитые шпалеры мильфлёры, живопись художников сьенской школы А. Ванни, Пьетро и Амброджьо Лоренцетти, С. Мартини. В Венеции в этом стиле работал П. Венециано, в Ломбардии - Пизанелло (этого художника называли "последним рыцарем средневековья").
Для алтарных картин сьенской и венецианской школ характерна темперная техника по золотому фону с прописями золотом аналогично византийской иконописи с ассисткой, по дереву, покрытому слоем левкаса. Такие картины делались двустворчатыми или трехстворчатыми, с завершением в виде стрельчатой арки или треугольного вимперга, с резной золоченой рамой, украшенной готическим орнаментом: крестоцветами и краббами. В галерее Уффици во Флоренции находится огромный деревянный алтарь-триптих Л. Монако "Коронование Девы. " в золоченом обрамлении и с табернаклями наверху (ок. 1400). Это праздник красок. Картины итальянских художников "переходного стиля" фра Анжелико, Н. Ламберти, Джентиле да Фабриано отличают музыкальная пластика линий, локальность цветовых отношений, ювелирная отделка деталей. Под влиянием стиля интернациональной готики находились выдающиеся мастера итальянского кватроченто В. Карпаччьо, П. Уччелло, С. Боттичелли.
Термин "интернациональная готика" предложили в 1890-х гг. французский историк искусства Л. Куражо и, почти одновременно с ним, - австрийский ученый Ю. фон Шлоссер. Термина "поздняя готика" (нем. Spatgotik) придерживался К. Гурлитт в книге "Искусство и художники накануне Реформации" (1890). В начале XX в. появился термин "особенная готика" (нем. Sondergotik), под которой имели в виду немецкую готику 1350-1550 гг. В 1960-1970-х гг. "поздней готикой" стали именовать искусство Северной Европы после 1430 г. , а предыдущий период -обозначать термином "интернациональная готика".

 

ИОННИЙСКИЙ СТИЛЬ

ИОННИЙСКИЙ СТИЛЬ. Ионийцы - одно из трех, наряду с дорянами и ахейцами, племен, населявших Древнюю Грецию. По преданию, ионяне - арийское племя, пришедшее с Востока, из Индии или с Иранского нагорья. Они принесли с собой идеи общественного устройства, морали и тайные, сокровенные знания. Санскритское слово "ioni" означает "пластичность, мягкость, изменчивость", динамику производительных сил природы; егип. lonah, греч. ionias - новаторы, творцы. В древнейших Элевсинских Мистериях ионическое, женственное, пластичное начало противопоставлялось активному, мужскому, фаллическому.
В XIII-XII вв. до н. э. под натиском пришедших с севера дорян племена ионийцев переселились на западное побережье Малой Азии и близлежащие острова Эгейского моря. В союз двенадцати ионийских городов, среди прочих, входили Милет, Приена, Самос, Хиос, Эфес. Расцвет ионийской культуры относится к VII-VI вв. до н. э. В VI в. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558-529) завоевал ионийские города Малой Азии. Аристократическая и утонченная культура ионян сохранила своеобразие, но оказалась надолго связанной с Востоком. Персидские сатрапы (наместники), в свою очередь, поддерживали в подчиненных им городах аристократическую форму правления - тиранию, поощряя вместе с тем эллинские обычаи (это не помешало восстанию ионян против персов в 500 г. до н. э. и началу греко-персидских войн 500-449 гг. до н. а).
Ионийская культура тяготела к Востоку и в то же самое время - к Афинам в Аттике. На Ионийских островах зародилась лирика Анакреона (конец VI в. до н. э. ), но памятники искусства ионийского стиля возникали на землях Аттики. В сравнении с суровым дорийским стилем, центром которого была Спарта, в Лаконии, на юго-востоке Пелопоннеса, ионийский стиль характеризуется мягкостью, живописностью, эмоциональностью, утонченностью, обилием мелких декоративных деталей, полихромией. Ранняя архитектура ионян, как и у других племен, была деревянной, но оказалась связанной с персидской.
Если доряне на своих исконных землях имели дело с крупным строительным лесом, то в Малой Азии произрастали тонкоствольные породы. Это дало толчок к образованию двух архитектурных ордеров Древней Греции: дорического и ионического. Для ионийского стиля типичны высокие тонкие колонны с профилированной базой и своеобразной капителью, имеющей пояс иоников и завитки - волюты. Историк архитектуры О. Шуази утверждал, что "блестящие создания" ионийской культуры напоминают звучный и образный язык Гомера. "Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве.
Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям... ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский". Прототипы ионийской капители с двумя симметричными завитками существовали задолго до появления ионического ордера - на хеттских и ассирийских рельефах, в скальных гробницах Линии. В этих прототипах, как и в сходных формах египетской архитектуры, - капитель - подбалка с загнутыми концами, а ряд дентикул (зубчиков) повторяет форму торцов плотно уложенных брусьев перекрытия (рис. 256).
Ближайшей аналогией изящной ионийской капители является эолийская, но эти капители имеют и существенные различия. Эолийская, возможно, происходит от расщепленного ствола дерева и напоминает восточный цветок. Она подходит для завершения столба, мачты. Ионийская, с такими же завитками, торносами, прообразами которых называют раковину улитки, рог, бутон, - более конструктивна, она демонстрирует типично эллинский способ мышления: рационалистическое переосмысление природных форм. В ионической капители, несмотря на ее легкость и изящество, ясно выражен контраст вертикального и горизонтального направлений ордера. Восточные элементы оказались здесь подчиненными западной тектонической идее. Один из самых ранних памятников архитектуры ионийского стиля - грандиозный храм Артемиды Эфесской (ок. 560 г. до н. э.). В храме Аполлона в Бассах (420-410 гг. до н. э. ) зодчий Иктин попытался применить трехгранную ионическую капитель: три волюты, расположенные под углом друг к другу. Но это решение осталось уникальным, пригодным только для внутренних колоннад.
Классическая ионийская капитель фронтальна, она имеет один главный фасад и выгодна для украшения плоскости. Постепенно ее форма становилась все более изысканной, упругой, а пропорции ордера утончались. Этот стиль демонстрируют внутренняя галерея Пропилеи, храм Ники Аптерос и Эрехфейон Афинского Акрополя (421-406 гг. до н. э. ) - Капитель северного портика Эрехфейона представляет собой лучший образец ионийского стиля. "Убранство деталей капители отличается чисто азиатской роскошью. Ожерелье украшено пальметтами, эхин - иониками, валик, на который опирается абака, покрыт узором в виде плетения из лент, отчего его назначение подушки, уже указанное самым профилем, еще более бросается в глаза. При постройке памятника в мрамор были вделаны золоченые металлические розетки, образовывавшие глазки волют, а места скрещения в плетении на валике были отмечены цветной глазурью". Капитель Эрехфейона имеет еще одну замечательную пластическую особенность - линии, соединяющие волюты, освобожденные от нагрузки, мягко прогибаются, как бы провисая под собственной тяжестью.
Архитрав ионического ордера, разделенный на три ступени, более легкий и тонкий, чем в дорическом; он освобожден от чередующихся триглифов и метоп и несет непрерывную ленту фриза - зофор, украшенный росписью или рельефом (рис. 256). Здесь также добавляется цвет: белые фигуры рельефа с позолотой, как это было сделано в Эрехфейоне, эффектно выделяются на темно-фиолетовом мраморе. Ствол (фуст) ионической колонны тоньше, чем у дорической, без энтасиса, имеет каннелюры (24 или 48). Каннелюры ионийских колонн глубже, чем у дорийских, и они расположены так, что между ними остаются промежутки - дорожки, а вверху и внизу образуются полукружия. Это создает иной, в сравнении с острыми гранями дорических каннелюр, изысканный и строгий образ. Дорожки зрительно сохраняют цилиндрическую форму колонны, а закругления игрой светотени усиливают ее стройность.
Фронтон ионийских храмов треугольной формы, но менее крутой, чем у дорийских, и, как правило, не заполняется скульптурой. Углы декорируются акротериями. База колонн имеет два варианта: малоазийский (конической формы) и аттический (с валиками и выкружкой).
Ионический ордер превосходит дорический пластическими возможностями, он наряднее, изящнее, но эти качества достигаются ценой затруднений: ионическая капитель фронтальна, имеет один главный фасад. При помещении ее на угол здания красивые волюты будут видны только с одной стороны, а с другой - глухие балюстры. Поэтому греки для таких случаев придумали специальную угловую капитель, но она оказалась асимметричной, треугольной. Это затруднение было преодолено только в абсолютно симметричной капители коринфского ордера. Пропорции ионического ордера (несколько различающиеся в разных постройках) в целом соотносят с ионийским ладом античной музыки, основанным на интервале квинты (3:2), втором интервале после октавы (2:1), соответствующем строгому дорийскому ладу.
Ионийская скульптура также отлична от дорийской - мастеров аргосской и сикионской школ, она эмоциональна и живописна. Даже в архаических статуях намечается очаровательный прием выявления тела сквозь складки полупрозрачных туник в искрящемся и просвечивающем на солнце мраморе, который демонстрирует школа аттических скульпторов периода классики. Самое знаменитое произведение этого рода, прекрасно представляющее ионийский стиль в античной скульптуре, - рельеф "Ника, развязывающая сандалию" с парапета храма Ники Аптерос Афинского Акрополя. Ионийский вкус распространился и на архаических кор, найденных в Афинах на Акрополе, пестро расписанных, с причудливой орнаментацией, имитирующей в камне узоры восточных одежд.
Статуя Геры Самосской (ок. 560г. до н. э.) - одно из ранних произведений самосской школы, также относится к ионийскому стилю. Женские фигуры в качестве опор, заменяющих колонны, - кариатиды, имеющие восточное происхождение, - характерная черта ионийского искусства (сравн. канефоры). В дальнейшем, в развитии античного, эллинистического искусства и европейского Классицизма XVI-XIX вв. элементы дорического, ионического и коринфского стилей сочетались и взаимодействовали.
Однако ионийский лад, или, по определению Аристотеля, модус, всегда оставался воплощением мягкого, лирического, женственного начала, по-своему напоминающего нам о гармонии древней Эллады.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz