arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Готическое возрождение   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Готическое Возрождение

ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - стилистическое течение в искусстве итальянского Маньеризма первой трети XVI в. Шире - другие позднейшие реминисценции средневекового готического искусства. Согласно концепции "готического возрождения", разработанной в трудах М. Дворжака, Г. Вайзе, И. Хёйзинга, Маньеризм XVI в. представляет собой естественное продолжение готического стиля в Италии, развитие которого лишь ненадолго было прервано римским классицизмом "Высокого Возрождения". Искусство Маньеризма представляется, таким образом, звеном, соединяющим Готику и последующий стиль Барокко, составляющих единую линию европейского искусства, а классицистическое Возрождение оказывается временным "отклонением" от этой основной линии.
Оставляя в стороне спорность медиевистской концепции, нельзя не заметить, что столкновения Готики и Классицизма действительно находились в центре внимания художников Итальянского Возрождения. В архитектурных проектах таких убежденных классицистов, как Дж. Виньола и С. Серлио, можно увидеть преображенные Маньеризмом готические элементы.
Поиски нового, острых и необычных изобразительных приемов вызвали обращение художников итальянского Маньеризма XVI в. к немецкой графике и живописи Северного Возрождения, средневековым гравюрам, где явны традиции готического искусства. Так в итальянской живописи появлялись некоторые "странности", готические приемы экспрессивной, изломанной линии, вычурные позы и порывистые жесты, резкие цветовые гармонии. "Готическое возрождение" обогатило искусство римского классицизма, стремительно перерождавшееся в академизм уже в позднем творчестве Рафаэля 1512-1520 гг.
Оно придало ему свежесть, эмоциональность, спиритуализм. В 1523 г. художник-маньерист Я. Понтормо вместе со своим лучшим учеником А. Бронзино, спасаясь от эпидемии чумы, поселился в Чертозе ди Валь д'Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые атмосферой религиозной экзальтации и мистики. В этой работе Понтормо вдохновлялся произведениями художников Северного Возрождения и немецкой Готики, гравюрами М. Шонгауэра, А. Дюрера. Лучшие умы Италии в середине XVI в. были охвачены стремлением к христианскому спиритуализму, отказу "от чувственности язычества". Эту тенденцию подтверждают поздние произведения гениального Микеланжело, в которых он завершил "круг идей, вернувшись к пластическим и духовным ценностям средневековья... Он пережил свой век, и вместе с Микеланджело сам Ренессанс пережил себя".
Другой скульптор - Б. Амманати - на семьдесят втором году жизни, захваченный волной "готического возрождения", в 1582 г. публично отрекся от своих "заблуждений", написав покаянное письмо во Флорентийскую Академию, в котором призвал к полному изгнанию изображения наготы из скульптуры и живописи. Согласно иной исторической концепции, о параллельном развитии Маньеризма и Барокко в Италии XVI в., стилю Барокко отводится прогрессивная роль в процессе формообразования на классицистической основе, а Маньеризму - консервативная и ретроспективная, и в этом решающее значение имел "готический компонент". В истории искусства известно и другое "готическое возрождение" (англ. "Gothic Revival") - так называли в Англии развитие стиля Неоготики во второй половине XVIII в. и в XIX в. "Готическое возрождение" викторианской эпохи исследовал в своей книге К. Кларк (1928).

ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ - устаревшее название византийского искусства и традиционной древнерусской иконописи, противопоставляемых западноевропейскому искусству - католическим алтарным картинам Итальянского Возрождения, а также новациям в русском искусстве XVII в. Во второй половине XVIII в. "греческим стилем", или стилем "неогрек", называли европейский Неоклассицизм. В XIX столетии термином "греческий стиль" именовали также стиль "неогрек", в России - "русско-византийский" стиль.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - исторический тип искусства. Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой - рубежом XVII-ХVIII вв., началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, или ортодоксальном, варианте (греч. orthodoxos - правоверный, последовательный).
Памятники дохристианской, языческой культуры почти не сохранились, и в дальнейшем об этнических традициях славянской культуры можно судить по тому, как они проявлялись в формах, заимствованных вместе с новой религией из Византии. Влияние западноевропейского искусства в эту эпоху было постоянным и значительным, но оно не вступало в противоречие с византинизмом, поскольку имело с ним общие корни в культуре эллинизма.
Это влияние включало древнерусское искусство в общий круг христианской культуры европейского средневековья. Разрыв с восточными традициями начал происходить только в тонком, поверхностном слое придворной культуры Петербурга начала XVIII в. Поэтому с полным основанием мы можем назвать древнерусское искусство X-XVII вв. оригинальным историческим типом, сложившимся и развивавшимся на основе этнических традиций славян в заимствованных из Византии художественных формах.
В дохристианской Руси, за исключением строительства из дерева, резьбы и росписи, вышивки, фактически не существовало архитектуры, живописи, скульптуры в европейском значении этих терминов. Летопись красочно повествует о том, как ради поиска новой веры, способной объединить разрозненные племена, князь Владимир отправил в разные страны "десять благоразумных мужей".
Послы видели в "стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но без всякого величия и красоты"... В Константинополе послы увидели "богатые одежды, убранство алтарей, красоту живописи, благоухание фимиама; сладостное пение". К этому рассказу добавляется, что послов от мусульман князь Владимир отверг, назвав запрет ислама на потребление вина "уставом безрассудным... ибо Руси есть веселие пити" -. Из завоеванного Херсона Владимир "взял два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам". Вероятно, это были произведения античного искусства, они "были поставлены" в центре Киева.
В своей столице Владимир построил деревянную церковь Св. Василия (в некоторых источниках - Св. Георгия), затем каменную, "во имя Богоматери, художеством греков украшенную". Церковь получила название Десятинной, поскольку Владимир постановил брать одну десятую часть княжеских доходов на ее содержание.
Эта первая в истории древнерусской архитектуры каменная церковь была разрушена в 1240 г. ханом Батыем. Культура Киева при Ярославе Мудром (1019-1054) была во многом греческой - эллинистической и византийской, с античными статуями на улицах, библиотекой и великолепным тринадцатиглавым храмом Св. Софии (1019-1037), возведенным по образцу Св. Софии Константинопольской (рис. 651). Тысячелетняя византийская культура принесла на Русь не только письменность трудами Кирилла и Мефодия, но и сложившуюся технику каменного зодчества, тип крестово-купольного храма, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело. Но дальнейшая история русского искусства оказалась трагически прерывной.
По определению В. Ключевского, история России есть история ее колонизации, постепенного заселения Восточно-Европейской равнины славянскими племенами, двигавшимися с юго- запада, со склонов Карпат. Причем эта колонизация осуществлялась переселением разрозненных племен, каждое из которых под воздействием новых условий вырабатывало свой жизненный уклад. Отсюда деление русской истории на этапы, внешне имеющие мало общего, и значительные различия в характере культуры и искусства разных удельных княжеств.
Этой раздробленности способствовала география страны: труднопроходимые леса и болота на севере, пустынные степи на юге (см. русское искусство). Восточно-Европейская равнина имеет мало общего с природными условиями Европы. По словам В. Ключевского, это "врата Азии... как бы азиатский клин, вдвинутый в европейский материк и тесно связанный с Азией исторически и климатически.
Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа" 2. Окончательный раскол церквей на западную и восточную (1054) должен был усилить изоляцию русской культуры от западноевропейской. Но, как бы наперекор этому, архитектура и связанные с ней виды искусства Северо-Восточной Руси XII-XIII вв. развивались в едином русле с западноевропейским романским искусством (см. Владимир, владимиро-суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы). Своеобразием, определяемым во многом тесными контактами с Западной и Северной Европой, отличается искусство новгородской школы. В 1523 г. в царствование московского князя Василия III (1505-1533) инок псковского монастыря Филофей сформулировал идею "Москвы - Третьего Рима", наследницы Рима второго - Константинополя, столицы Византии, павшей под ударами турок-сельджуков в 1453 г. Московское царство было провозглашено официальным преемником не только Византии, но и всей христианской православной культуры (в отличие от "неправой", западной).
Московский великий князь Иван IV Грозный (1533-1584) в 1547 г. назвал себя преемником византийских императоров и "римским кесарем" - царем (др.-русск. цьсарь - через готск. kaisar из лат. Caesar - имя древнеримских императоров из рода Юлиев). В анонимном сочинении "Сказание о князьях Владимирских" родословная русских князей вычислялась от легендарного Пруса, брата римского императора Октавиана Августа, основателя Пруссии, оказавшегося, таким образом, предком норманнов Рюриковичей, призванных, согласно летописи, княжить на Руси.
При Иване IV Московское царство, подобно двуглавому орлу на своем гербе, смотрело в обе стороны: на Запад и Восток. Роль монголо-татарской Орды в 1240-1480 гг. была разрушительной, но со взятием в 1552 г. Иваном Грозным Казани и с присоединением Астрахани в 1557 г. Россия сама сместилась на Восток. В 1570 г. Иван Грозный лишил независимости Новгород. В то же самое время в Москве усиливались западные влияния. Еще при князе Иване III (1462-1505) в столице работали итальянские зодчие.
Первым был Аристотель Фьораванти из Болоньи, в 1475-1479 гг. он построил главный храм Московского Кремля - Успенский собор. За ним последовали другие фряжские мастера (от лат. francus -франкский) - так на Руси называли всех иностранцев. В 1530-1532 гг. в селе Коломенском под Москвой в память о рождении у Василия III сына, будущего царя Ивана IV Грозного, возведена шатровая каменная церковь Вознесения, форма которой, как сообщала летопись, "не бывала прежде того на Руси". В этой постройке соединились черты традиционной русской деревянной архитектуры с влияниями западноевропейской Готики.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz