|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||
Разрозненные проявления неорусского стиля в конце 1890-х гг. сливаются в широкое художественное движение, объединяемое поисками монумен тального национального стиля под началом и при явной гегемонии архитектуры. Заметными вехами на этом пути были павильон русского прикладного искусства на Всемирной выставке 1900г. в Париже (худ. К. А. Коровин и арх. И. Е. Бондаренко), павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославский вокзал в Москве (1904, арх. Ф. О. Шехтель), доходный дом Перцова в Соймоновском переулке в Москве (1907) и постройки в Талашкине («Теремок»,театр, собственный дом, 1902, арх. С. В. Малютин), дом для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (арх. Н. С. Курдюков) и старообрядческие церкви в Москве (вторая половина 1900—1910-е гг., арх. И. Е. Бондаренко). Стилизация как основной принцип использования наследия резко меняет характер архитектуры. На смену многословности, мелочности и приземлен-ности приходит крупная форма, силуэтность, богатырско-эпический строй. Своеобразие и характерность пластической «национальной» формы вы разительно воплощают особенности национального этического идеала, мо делируемого зодчими того времени. Эмоциональное звучание построек нео русского стиля сильно отличается от исступленной страстности и кон структивной изощренности каталонского модернисмо, тяжеловесной мрачности грубых давящих форм, загадочно жутких образов финского модерна, воинствующего в наступательное своего утверждения национального начала в сооружениях Германии. Пластической мягкостью форм, добродушием и наивностью декоративных растений и панно, светлыми красками, преобладанием гармонических отношений и спокойных квадратных пропорций при крупности и обобщенности объемов, господством (явным или неявным) криволинейных форм национально-романтический вариант модерна в России действительно сродни русскому эпосу. 278. Доходный дом на углу Среднего пр. и 10-й линии Васильевского острова в Петербурге. Конечно, в пределы этой бегло очерченной характеристики входят художники разных дарований, разных темпераментов и в зависимости от этого на первый план выступают раз ные особенности — «былинность» Васнецова, мир языческой сказки Ма лютина, экспрессия Бондаренко, романтизм Курдюкова, артистизм и много значность Шехтеля. Неоромантический национальный вариант модерна повторил в кривой своего развития путь доктрины славянофилов и их идейных вдохновителей — немецких романтиков. Стилизация, конструирование того, что не пред ставлялось возможным извлечь в прошлом, постепенно привели его к погружению во мрак шовинизма, мистики, ненависти ко всему немецкому — «немецкой заразе», по выражению одного из апологетов национальности — и всему европейскому. На протяжении 1880—1910-х гг. происходит внутреннее перерождение — национально-романтический вариант модерна превращается в своего антипода — «русский национальный вариант ретроспекти- визма». Неорусский стиль, вдохновлявшийся желанием сделать то, что не удалось Европе, начался с признания и уважения ко всему иноземному. Но постепенно и незаметно восхищение национальным перерождается в идею национальной исключительности, поэзия стилизации уступает место протоколизму ретроспективизма. Конечно, конкретность передачи таких социально-политических и философских понятий остается за гранью возможностей архитектуры, однако внутренняя эволюция направления представляется бесспорной. Причем такую эволюцию проделывает именно неорусский стиль, как бы сконцентрировавший в себе весь романтизм модерна, а не модерн в целом. Вернее, со второй половины 1900-х гг. начинается расслоение: стилизация переживает процесс перерождения и либо возвращается к жесткой букваль ности ретроспективизма, либо, преодолев первоначальную подчеркнутость и нарочитость, вернее, сохраняя ее как качество сугубо «внутреннее», не обнаруживаемое явно, выступает в обличий позднего модерна. При этом показательно, что мастера, работавшие в неорусском стиле, остались чуждыми «русскому» ретроспективизму. Их творчество эволюцио нирует в направлении увеличения визуальной строгости и зримой закономер ности. Несмотря на рудименты изобразительности, внутренняя природа рационалистических исканий модерна ни в коей мере не адекватна росту изобразительно-визуального рационализма в сооружениях ретроспекти визма: они антиподы. В последние годы XIX в. не без влияния стран Центральной Европы в России начинает развиваться интернациональный вариант модерна, сво бодный от использования форм прошлого. Предпосылки новой архитектуры в нашей стране, как и всюду, формировались на протяжении всего XIX в. — новая типология, новые конструктивные приемы, историзм, органическое понимание процесса исторического развития, осознание рубежности своего времени и невозможности существования вечных канонов, наконец, требо вание современного искусства. Однако толчок развитию интернациональ ного варианта модерна («нового стиля») был все-таки дан извне, оттуда же были заимствованы формы, главным образом, из работ архитекторов вен ской школы, школы Глазго, отчасти от бельгийских и немецких зодчих. Архитектура этих стран оказалась наиболее созвучной России, поскольку их история в последние десятилетия XIX в. в какой-то степени напоминала русскую: сравнительно позднее формирование, а затем стремительное раз витие капитализма. 280. Доходный дом на Гангутской ул. в Петербурге. Конец 1900 - начало 1910-х гг. И логически и фактически (с точки зрения хронологии) интернациональ ный вариант модерна является следующим по сравнению с национально- романтическим этапом развития стиля, преодолевшим не только свойствен ные зодчеству нового времени стилеобразующие отношения, но и отказавшимся от подобия формам тех эпох, закономерностям которых модерн дал новую жизнь. Постройки этого направления, пожалуй, особенно многочисленны, что объясняется наибольшим его соответствием традиционному представле нию о новом стиле. Формы интернационального варианта модерна в отличие от неорусского стиля действительно новы в том смысле, что не имеют прецедентов в прошлом. «Новые» сугубо декоративные детали — криволи нейные, волнообразные, угреподобные орнаменты и завитки—используются не только в постройках новых по существу, но еще чаще — в сооружениях, фактически оставшихся эклектикой. Модернистские завитки в ряде слу чаев лишь заменили надоевшие картуши, наличники, колонны, не затронув закономерностей академизма. Они продолжали быть накладным декором, компонуемым с характерной для эклектики равномерностью согласно приемам осевой симметрии. Однотипность линий и форм, восходивших к знаме нитой линии бельгийского архитектора А. Орта, ставшей в архитектуре олицетворением и символом основного понятия философии А. Бергсона — « elan vital » (спонтанной жизненной силы всего сущего, первопричины и вну треннего импульса бытия), давала известные основания отождествлять их со стилем в традиционном понимании. Старое не уходит без борьбы. А в условиях, когда новое становится синонимомкачественнойоценки,естественно, получает распространение «скрытая» форма сопротивления новшествам. В сложных условиях реального процесса ломки вековых традиций подлинно новаторские сооружения еще долго сосуществуют с постройками, чисто внешне, «поверхностно» принадлежащими новому. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |