|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||
Но разные люди по-разному использовали прошлое, разное искали в нем. Обращение к древнему искус ству, иконе, лубку, ультрасовременность через архаизацию — неотъемлемая черта «модернистских» направлений начала столетия в архитектуре, живописи и прикладном искусстве, ставшая особенно заметной во второй половине 1900 — начале 1910-х гг. Один из аспектов использования наследия — использование путем преодоления во имя создания нового, «современного», беспрецедентного. Таких зодчих В.Я.Курбатов причисляет к «новому стилю — спокойному и рациональному, отличающемуся, по возможности, полным отсутствием декоративных украшений», сопоставляя с представителями рационального направления нового стиля в Австрии, Германии, Англии 358 . Ретроспективизм жаждет реконструкции прошлого, мечтая о красоте, не имеющей ничего общего с «духом наживы и кафешантанным блеском» 359 . От ретроспективизма неотделима элегическая грусть по временам, ставшим воспоминанием, от «исторического сентиментализма», по выражению А. Н. Бенуа 360 , носящего у его представителей иной характер, чем у представителей национально-романтического варианта модерна. Для ретроспективистов высокая культура связывалась с эпохами сословного существования профессионального искусства, — факт, который нельзя считать случайностью, зная, что для XIX и начала XX в. идеалом оставалось средневековье, бывшее синонимом общенародного искусства. Фомин пишет: «Уже многоэтажные дома в каком-то странном стиле, творения измельчавшей породы людей и их бездарных художников сменяют удивительные постройки Екатерины II и Александра I . Поэзия прошлого. Отзвук вдохновенных минут старых мастеров. Не всякому дано почувство вать тоску по уходящей красоте» 361 . Ему вторит А. Н. Бенуа: «Уходят, уходят старые домишки, с их благородными пропорциями, с их барским видом» 362 . Поэтизация старого Петербурга неотделима от элегического сожаления об уходящей красоте и возмущения торжествующей буржуазностью: «Исчезает <старый Петербург)! Исчезает <старая Москва>! — грустно звучит отовсюду. Сегодня сгорает старый храм — историческая реликвия, завтра — старинный прелестный дворец переходит в руки акционерной компании, приспосабливающей художественное произведение для нужд торговли и промышленности. Вырубаются столетние сады, прокладываются широкие улицы с усовершенствованными мостовыми, трамвайными линиями, ши карные магазины заслоняют, если не совсем стирают с лица земли те сооружения, на которые веками молился в буквальном смысле народ» 363 . Программа ретроспективистов вдохновлена желанием создать предпосылки для постепенного «вызревания» интеллигентного, образованного, умеющего ценить не только современные комфорт и механизацию, но красоту и духовные ценности человека и общества в целом. Культура екатерининских и александровых времен должна была сыграть роль образца и фермента, благоприятствующего рождению новой культуры, пронизанной гуманистическими традициями прошлого, чуждой «торжествующему американизму» (А. Бенуа), но не его позитивным и техническим завоеваниям. Отсюда проповедь культурности, пропаганда классицистической архитекту ры, постоянное стремление ознакомить возможно более широкие круги с «красивым бытом» дворянской усадьбы и утверждение, что усвоение заветов старины — залог нового будущего. «Новое не может создаваться само собой, — пишет А. Бенуа, — но для этого нужна колоссальная, как бы подземная культурная работа, века времени, талантливое вызревание, в котором воля отдельных личностей ни при чем. Такое созревание происходит и в наши дни, но не в искусстве крайних модернистов... а во всем под линном, исходящем из души, непосредственном творчестве, хотя бы всецело коренящемся в заветах старины, в увлечении ею» . Слово «новое» постоянно фигурирует в этих высказываниях, но мыс лится оно как претворение заветов «Палладиевых». Высшая похвала в устах А.Н.Бенуа или Г.К.Лукомского — удостоиться замечания, что так делали наши прадеды 365 . «Стоит проехаться по улицам Петербурга, чтобы возникло радостное убеждение, что наше время могло бы создать нечто достойное прежних времен... Как раз за последнее время намечается полное возрождение русской архитектуры. Поколение архитекторов, у которых, по удачному выражению Грабаря, вся эстетика сводилась к фор муле: <что вам угодно, то и построим>, сменилось поколением, которое само знает, что хочет, у которого есть свои идеалы, нечто почти совершенно забытое в архитектурном мире. Курбатов В. - «Зодчий», 1911, №11,. От города-крепости к городу-саду. - с.121. «Архит.-худож. еженедельник», 1915, №3, с. 30. Бенуа А. Живописный Петербург. - «Мир искусства», 1902, № 1, отдел третий, с. 2. См.: Эпкинд М. Александр Бенуа. М., 1965, с. 97. Фомин И. А. Московский классицизм. - «Мир искусства», 1904, №7, отд. 1-й, с. 187. «Мир искусства», 1902, №1, отд. 3-й, с. 2-3. Из этих идеалистов большинство основывается на культе традиций... Некоторые из этих художников мечтают о возвращении к <исконным нача- лам>, другие молятся на XVIII век, третьи создали себе кумиры из Палладио, Гваренги, Томона, Жилярди. Последние, пожалуй, особенно ценны для Пе тербурга, уже имеющего свою классическую физиономию... и обязанного сохранять свою прелесть от всяких посягательств... Наоборот, безуслов ным абсурдом в Петербурге являются всякие напоминания о <Московии>, ибо здесь они имеют значение как бы каких-то ретроградных манифес таций» 366 . Особенность ретроспективизма не только в сознательной ориентации на прошлое, но в сознательном стремлении к реконструкции формальной системы стилей прошлого, то есть к целостности. Тут он обнаруживает явную зависимость от модерна. Ретроспективизм ни в коем случае нельзя отождествлять с эклектизмом. Но он тяготеет не к органической целост ности модерна, а к целостности, отличающей изначально двойственные архитектурные стили нового времени, стремясь к реконструкции классицизма и Ренессанса во всех временных особенностях, вплоть до системы плана. И хотя последнее удается с большим трудом и в очень немногих постройках, формообразующее отношение, чистота стиля и композиционной системы выдерживаются неукоснительно. См.: Лукомскш Г. Новый Петербург. - «Аполлон», 1912, №3. 366 Бенуа А. Художественные письма. - «Речь», 1912, 25окт., №294. В ретроспективизме неизменно сохраняется визуальное сходство с прототипом. Программность соблюдения чистоты стилеобразующих форм заставляет видеть в нем крайнее выражение одного из направлений эклектики — стилизаторство. И модерн и ретроспективизм ищут в прошлом целостную систему и пытаются воссоздать, изучая ее принципы. Степень абстрагирования от прошлого — вот где проходит грань между интернацио нальными и романтическими вариантами модерна, с одной стороны, между модерном и ретроспективизмом, — с другой. Что же касается видимого многостилья или, вернее, разнохарактер ности форм архитектуры рубежа XIX — XX вв., то это не недостаток ее, а особенность, которую предвосхищает переходная эпоха XIX в. Широта общекультурной программы ретроспективистов обусловливает широту их подхода — они стремятся не просто к созданию архитектурного стиля, а стиля эпохи. В этом опять-таки сказывается родство с модерном, знакомые нам поиски синтетического искусства, искусства, непосредст венно связанного с жизнью. Отсюда их интерес к художественным аспектам градостроительства 367 , к проблеме городского ансамбля. Вопрос о нем рас сматривается не только с точки зрения стиля, но и планировки. Какая улица дает в наибольшей степени почувствовать красоту здания и какая улица сама по себе наиболее красива? И тут обнаруживается первая черво точина у теоретиков, явно сочувствующих возрождению классицистических стилей. «Прямая улица красива сама по себе, но на этой улице видно лишь одно здание, то, которым она заканчивается. А отсюда вывод: красота зданий, которые стоят не по краям такой улицы, пропадает... прямая улица очень красива своей перспективой, но съедает, если можно так выразиться, красоту отдельных зданий. За исключением Морской и каналов (Фонтанки, Мойки), все улицы Петрограда — как одна. На них могут быть красивые дома, но видеть их можно лишь в таком ракурсе, при котором любоваться едва ли кто станет. На кривой улице такой дом, хоть на один момент, да будет казаться путнику стоящим в конце улицы.. .». |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |