arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Именно социально-политические симпатии, осознанные или неосознанные — роли не играет, — помогли ретроспективистам распознать в классицизме факт национальной культуры, а в архитектуре Петербурга — одно из высших воплощений отечественного художественного гения. Отсюда их пропаганда и изучение искусства XVIII — начала XIX столетия, желание воссоздать его особенности, возродить стиль тех времен и продолжить таким образом начатое Петром дело европеизации России, затормозив, нейтрализовав, отодвинув на задний план хотя бы в культуре и искусстве ненавистную им буржуазность.

Существует и другая, взаимосвязанная с первой, причина восторжен­ного отношния к наследию послепетровской поры, особенно разительная после почти векового периода отрицания — своеобразие антибуржуазной позиции ретроспективистов.

В ретроспективизме нашло воплощение свойственное модерну не­ приятие современной действительности, проявлявшееся в отрицательном отношении к машинности, в повышенной духовности, в любви к экзотичес­кому — все, что в нем тяготело к прошлому или отталкивалось от современ­ ности. Ретроспективизм словно материализует в себе одну сторону худо­ жественной программы модерна, фокусирует в себе качества, связывающие модерн с идеализацией прошлого. Но то, что в модерне выступает как один из оттенков, здесь абсолютизируется, превращаясь в краеугольный камень концепции.

В отличие от модерна, стремящегося преодолеть буружазность дейст- вительнисти, пересоздав ее средствами красоты во всем и для всех, ретро- спективизм пытается уйти от нее, заставить забыть о ней, создать иллю­зию возврата в прошлое раз уж он бессилен вернуть прошлое. Возврата путем создания обстановки, ассоциировавшейся с эпохами и любимыми героями, всегда личностями исключительными, исключительными по куль­ туре, возможностям, положению.

Бондарева И. Е. Русская архитектура

В этом смысле ретроспективизм и продолжатель модерна, и в опре­деленной мере его антипод, реакция на его прекраснодушие и своеобразно понятую эгалитарность. Буржуазность претит ретроспективизму своею пошлостью, меркантильностью, осреднением, падением культуры (по сравнению с культурой дворянской элиты) и катастрофической утратой красоты и духовности в жизни, в быту. Здесь нет противоречия модерну. Разница, быть может, лишь в некотором акцентировании неприемлемого, в акцентах, обнаруживающих, насколько велико может быть расхождение при конкретной реализации не просто типологически сходных, но даже однородных эстетических программ.

Ретроспективизм был подготовлен обстановкой, создавшей модерн, но толчком к его распространению послужила революция 1905—1907 гг. Доста­ точно отвлеченное и абстрактное совсем недавно неприятие революции и связывавшейся с революционными идеалами «противохудожественной теории социализма» (С.П.Дягилев) 354 превратилось у ряда непосредст­ венных ее свидетелей в осознанный в результате пережитых событий страх перед разрушительной силой народных движений, грозивших, как тогда казалось, существованию культуры и созданных веками культурных цен­ ностей. Происходит уже знакомая по модерну аберрация. Там отрицание отживших художественных норм ассоциируется с отказом от художест­ венных норм как таковых. Здесь угроза существованию определенной куль-

298. Дом Русского географического общества . Демидовой пер. (ныне пер. Грифцова) в Петербурге. 1907. Ару.. В.Г.Барановский
Гусарова А.
«Мир искусства», с. 12

туры отождествляется с угрозой культуре как таковой. После революции настроения подавленности и растерянности усиливаются. Боязнь новой, еще более грозной революции, интуитивно ощущаемая ее неотвратимость, с одной стороны, непереносимость действительного положения вещей, невозможность дальнейшего существования статус-кво — с другой, дают импульс и становятся благодатной почвой распространения ретроспекти- вистских настроений. Поиски третьего пути приобретают ясно выраженный консервативный оттенок. У людей, антибуржуазно настроенных, но не связанных непосредственно с официальными кругами, идеализация евро­ пеизма и культуры принимает вид идеализации культуры эпох, связанных с просвещенным абсолютизмом, меценатством дворянства и т.д. Таковы корни определенного аристократизма ретроспективного направления.

«Страшная, гнетущая тоска, неудовлетворенность настоящим и неиз­ вестность будущего заставляют обращать взоры на давно прошедшее и там искать потерянной истины», — пишет в 1910 г. известный литературовед М.Л.Гофман 355 . Ему вторит художественный критик: «Если эпоха бес­ цветна ... если люди томятся и тоскуют, с ними тоскуют их лучшие и талантливые люди, ее художники и писатели.

Но истинный художник не может прожить свой век в безделье. Если он больше не находит вокруг себя радости наблюдения и анализа>, таящиеся в душе его инстинкты радости вызывают другие устремления. Культ воспоминаний поднимается перед ним с особой силой, его вообра­ жение обращается к протекшим мирам и эпохам, поразившим его полнотой жизни... Не будучи современником своих героев, художнику легче син­ тезировать ее (эпоху. — Е. К.), поэтически воссоздать, нарисовать ее сим­ волически. И такое ретроспективное изображение, заключая все очарования ушедших образов, раскрывает наши собственные мечтания. Произведения Сомова, А. Н.Бенуа, Добужинского, Лукомского одержимы этой носталь­ гией к прошедшим эпохам, в особенности к XVIII и началу XIX столетия» 356 .

В классицизме, Ренессансе, бароко ретроспективистам импонирует и широта самовыражения этих стилей, дававшая основание видеть в них то же, что импонировало модерну в искусстве средних веков, Японии, — единство искусства и жизни. Наконец, в числе причин, стимулировавших обращение к традициям классицизма, следует упомянуть также абстракт­ ность его художественной системы, допускавшей применение ордера к самым разнородным по структуре и размерам сооружениям, наглядность рационализма, и, наконец, олицетворяемые его формами вечные ценности. В эпоху, когда художественные течения сменяют друг друга с ураганной быстротой, растет тоска по вечному и общезначимому, ордер становится зримым символом нетленных ценностей.

Стремясь к созданию всечеловеческого храма красоты 357 , ретроспек- тивисты видели в нем свои, рисовавшиеся только им отличия. Даже такие близкие, на первый взгляд, А.Н.Бенуа, И.А.Фомину, В.А.Щуко, А.И.Та- манову Поленова и Малютин оказались лишь их временными попутчиками. Их объединяли общекультурное дело, интерес к специально профессиональ­ ным вопросам, к форме и красоте, но они расходились в целях и в понима­ нии смысла самого дела. Мерка, с которой они подходили к современности, объяснила многое. Для Поленовой и Малютина крестьянское искусство — символ нетленности духовных богатств народа, залог возможности создания мира всеобщей красоты. Для Бенуа и Фомина (эти имена берутся как нарицательные) мерилом культуры является верхушечная дворянская культура времени, когда наследие Европы ассимилировалось и стало род­ ным. Это тоска по аристократической патриархальности.

Тут ретроспективизм прямой антипод «русского» стиля XIX в., так или иначе стремившегося к возрождению общенародного искусства, хотя бы и с промонархической ориентацией, как это было в его официальных направлениях. Чем неустойчивее казалась жизнь, чем меньше духовности и красоты оставалось в ней, тем с большей настойчивостью искали в начале XX в. вечных истин и основ в прошлом.

Гофман М. Л. Романтизм, символизм и декадентство. Вступит, статья в «Книге о русских по­ этах последнего десятилетия». Спб.. М., т-во М. Вольф. (6.г.], с. 6.

Филиппов Ал. Художественные заметки. - «Одесский листок». 1911,2 февр. Соколова Н. «Мир искусства», М.-Л., 1934, с. 78.

300. Доходный дом Нобеля на Лесном пр. в Петер­ бурге. 1910-е гг. Арх. Ф. И. Лидваль. Фрагмент фасада

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5  
6  
7  
8  
9  
10   
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
АрхМосква X 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz