|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||
Проект Фомина действительно отличался цельностью стилевой харак теристики и градостроительным размахом. Гигантские площади, широкие прямые перспективы и сотни колонн. Обилие колонн обесценивает их. Пышность, затмевающая известные в истории примеры дворцов цезарей, никак не соотносимая с рядовым многоквартирным жилым домом на пустынной окраине Петербурга, придает проекту Фомина ноту нереальности. В жертву ложно понятой красоте и идее сохранения исторического облика Петербурга принесена планировка кварталов и жилых домов. Она традиционна: корпуса огибают участок по периметру и делят его на отдельные замкнутые дворы. Предвзятый художественный прием обусловил воскрешение периметральной планировки в самом неприглядном ее варианте — с дворамиколодцами, хотя условия проектирования по тому времени были исключительно благоприятными. В распоряжение архитектора была предоставлена практически незаселенная территория — один из немногих случаев, дававших возможность воплотить в жизнь новые градостроительные идеи ансамблевой застройки и свободной планировки. Фомин не воспользовался этой возможностью (она была реализована Лидвалем: спроектированные им здания стоят свободно, компактны в плане, обозримы со всех сторон). Курбатов В. Итоги лет. - «Зодчий», 1911, №11, с . 121. Лукомский Г. К. Современный Петроград, с. 65 Мечта об абсолютной красоте привела Фомина и к воскрешению такого типа зданий, как торговые ряды с крытой колоннадой и лавками, от кото рых архитекторы Петербурга отказались 100 лет назад из-за плохой осве щенности помещений и излишней раздробленности планировки, распадающейся на отдельные, связанные лишь извне ячейки. Особенно архаичными представляются торговые ряды для начала XX в., когда был разработан тип универсального магазина с полным остеклением фасада и каркасной железобетонной конструкцией, просторного, залитого светом, обеспечивавшего быстроту и свободную циркуляцию потоков покупателей. Уже отмечалось, что первоначально, в момент своего зарождения то, что впоследствии развилось в неоклассицизм., представляло одну из тенден ций модерна, в своей идеологической основе теснейшим образом связан ную с культурно-просветительной программой «Мира искусства» и ее европеизмом. Романтическое стремление к пересозданию культуры на нацио нальных основах облекается в стремление преобразовать отечественную культуру на европейский лад, используя в качестве исходного материала европейские традиции XVIII в. и отечественной послепетровской куль^ туры. Однако национально-романтические течения независимо от того, апел лируют ли они к Древней Руси или послепетровской России, в процессе своего развития фатально проходят один и тот же путь: от восхищения всемирной культурой, сочетающегося с интересом к национальной, от альтруистического желания духовного пересоздания мира на базе внутренних потенций национального наследия к обскурантизму шовинизма, национальной ограни ченности, замкнутой в сфере великодержавных претензий. Логика внутрен ней трансформации неорусского стиля в «русскую» ветвь ретроспективизма тождественна процессу превращения классицистических стилизаций модерна в неоклассицизм. Достаточно красноречивым доказательством внутреннего перерождения концепции является приведенное выше высказывание А. Н.Бенуа, мечтающего о превращении России в третий Рим, об имперском великодержавном искусстве, развивающемся под эгидой сильного государственного режима. В реальной практике принудительный кон серватизм неоклассицизма обнаруживается в возрождении отживших и упо треблении отживающих типов зданий, приемов планировки и конструкций, в сознательном анахронизме архитектурных композиций. Национальный романтизм раннего модерна с течением времени пере растает в националистический романтизм. В позднем модерне национально- романтические тенденции не исчезают, но не занимают столь важного места; его формы и композиции, связываемые с общечеловеческими ценностями, начинают тяготеть к противоположной крайности — космополитизму и тех ницизму. Это своего рода реакция на национализм и иррационализм (структурный, а не визуальный) ретроспективизма. Начала, существовавшие в ран нем модерне в неразрывном диалектическом единстве, в позднем обна руживают стремление к поляризации. Благодаря гипертрофии националь ного начала, выступающего как начало консервативное, традиционное, свя занное с окостеневшей формой, национальный романтизм превращается в явление, противостоящее модерну. Наряду с неоклассицизмом и неоренессансом в русло ретроспективизма входит его «русский» вариант. Распространению «русского» ретроспективизма благоприятствовали рост мистических настроений после поражения революции 1905г., подъем националистических чувств в годы, предшествовавшие первой мировой войне и сама война. По своим социальным симпатиям он смыкается с умирающей и делающей отчаянные попытки возрождения «официальной» на родностью, с худшими сторонами национализма газеты «Новое время», с «черной сотней». Строительство в духе «русского» ретроспективизма ве дется в основном кругами, близкими двору и непосредственному окружению Романовых. Средоточием и очагом его является резиденция последних им ператоров в Царском Селе. На базе осуществляемого там строительства формируется общество «Возрождения художественной Руси», в числе соз дателей которого все те же лица из ближайшего окружения Романовых. Это нечто вроде официального стиля, образование немощное, беспочвенное, имеющее черты даже не бутафории, а маскарада, разновидность театра для себя, вызванного судорожным желанием убежать от действительности, убедить себя и окружающих в существованиии прочных устоев, ассоции рующихся с Московией «тишайшего» царя, святым союзом православия и самодержавия. Началу этой компании положил обед, устроенный в 1912г., на который члены императорской фамилии явились в русских костюмах. Художественное движение, стилизация быта и оформление жизни, которые последовали за эпизодом, рассматривавшимся как знаменательное начало, доказывают, что здесь мы имеем дело с сознательной политикой. Но уми рающей царской власти недостает средств, широты мысли, внутренней убеж денности, устоев, на которые можно было бы опереться, проводя эту поли тику. «Русский» ретроспективизм остается келейным делом близких ко двору кругов. Последняя вспышка официальной народности, подогретая шовинистическим угаром кануна и военных лет, дает «русский» вариант ретроспекти визма. «Неофициальное» направление — это поздний модерн, где наряду с сооружениями, начисто лишенными реминисценций прошлого, появляются здания с формами, характеризующимися ассоциативной изобразительностью, отдаленно напоминающими сооружения Древней Руси или западного средневековья. Романтизм и эмоциональность не исчезают из позднего модерна, становясь, может быть, еще насыщенней, еще интенсивней. Архитектура последних предреволюционных лет представляет сплав оголенной четкой формы, близкой конструктивизму, с довольно широким применением форм классицистической архитектуры (колонны, венки, гирлянды), с харак терным для классицизма или Древней Руси, романской или готической ар хитектуры, начертанием объемов, стилизуемых в подчеркнуто рационалисти ческом духе. Тоска о красивойжизни,вылившаясявретроспективизм,едвазатронула массовое строительство. Современник свидетельствует: «<Модерн>, в особенности в Петербурге, остается лишь для доходных домов, ибо простота и сухость его линий и отсутствие орнаментов удешевляет зна чительно стоимость постройки». Он сохраняет также свои позиции в Москве и провинции. Характер модерна не остается стабильным. Утратив нарочитую но визну и беспрецедентность раннего, поздний модерн охотно использует классицистические декоративные мотивы — особенно любимы им графичные, невесомые как паутина линейные орнаменты: овалы, провисающие гирлянды, венки, медальоны, неглубокие ниши, а иногда и колонны. В отличие от ре- троспективизма эти детали применяются откровенно декоративно, их роль второстепенная, дополнительная. Определяющим элементом композиции является художественно осмысленная и выявленная на фасаде конструкция и пространственная организация сооружений. Ее выразительность от теняют, усиливают, обогащают, внося новые оттенки, фактурные контрасты и цветовая гамма, сопоставление ритмов основных архитектурных форм и декора. Spectator . О современной архитектуре. - «Двинский листок», 1911, 25 марта. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |