arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Мне скажут, что я подкапываюсь под самую суть современного художества — под индивидуализм, что ли, под личную инициативу. Ничуть... поверьте, что в наше время индивидуализму ничего уже не угрожает. Индивидуализм есть, скорее, властный господин, если не прямой деспот современного творчества. Он-то и дробит его, он-то и лишает его общественного значения... Признаюсь, я просто устал от индивидуализма, от творчества вразброд, от художественного хаоса. Много нового накопилось, что не приведено еще в порядок, в систему. Для выработки системы нужны и большие задачи: гигантские стены, огромные площади, дворцы, храмы, театры, вокзалы... Это должно быть делом действительно учреждения такого всеохватывающего назначения, такой материальной силы, которая соответствовала бы этим колоссальным задачам... Что же, что этой красоте не будет доставать интимной прелести, что ей будет присущ известный академический холод» . К докладу Бенуа было подано заявление группы членов «Мира искусства», солидаризировавшихся с ним, за подписями: И.А.Фомина, Н. и Е.Е.Лансере, М.В.Добужинского, Н.Н.Врангеля, Г.К.Лукомского, В. А.Щуко, А.В.Щусева и других.

Ретроспективизм балансирует на грани между возвышенным и не могущим не вызвать симпатию стремлением к реорганизации мира средст­ вами искусства и предпринимаемой с этой целью поистине героической деятельностью по пропаганде старого и нового искусства, внедрению кра­ соты в быт и распространению художественных знаний, с одной стороны, и директивноетью, внутренней возможностью использовать в этих целях государственную власть (какую власть!), безапелляционностью, насиль­ственным насаждением красоты, — с другой. Не случайно у многих провин­ циальных архитекторов (в провинции модерн оставался господствующим вплоть до революции) призывы к возрождению классицизма и ампира вызвали ядовитые комментарии: не есть ли лозунг «Давай ампир» одно­ временно лозунг «Давай полосатую будку» (жандармскую) 381 . Этот оттенок проявляется в ретроспективизме как подводное течение, глубокий второй план, но все-таки крен в сторону насильственной унификации, тотальности форм нельзя не отметить.

гр. инж. Н. Лермонтов. - «Зодчий», 1912, № 7, с. 57.

307. Брянский (ныне Киевский) вокзал в Москве. 1912-1917. Арх. И. И. Рерберг, В. К. Олтаржеесю. инж. В. Г. Шухов

То же стремление к цельности и стильности пронизывает отношение ретроспективистов к быту. Они усиленно прививают вкус к старине, кото­ рый широко распространяется и входит в быт буржуазии и интеллигенции. Квартиры и особняки заполняются стильной мебелью, фарфором, бронзой, гравюрами, книгами подлинными или сработанными «под старину». Дело, начатое выставками «Мира искусства», продолжалось, но уже в формах классицизма «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности» 1911 г ., впервые показавшей не просто зодчество после­ петровского времени, а художественный быт и стиль эпохи.

«В русской архитектуре, как и во всех областях русского искусства, за последние годы заметно стремление выбраться на новый путь. Кроме усиленного внимания к национальному строительству русские зодчие заняты как бы переоценкой ценностей и самоопределением. Ремесленное производство и коммерческое отношение к строительному искусству осуждаются самими зодчими все определеннее и решительнее. Архитекторы подымаются в защиту искусства... Подобно художникам-живописцам, архитекторы-художники обращаются на изучение зодчества прежних эпох в России. Для современных зодчих выставка имеет громадное воспитатель­ное значение. Они попадают в атмосферу настоящего искусства, в котором все поразительно: и замыслы, и исполнение... Историческая выставка должна не только охладить наших строителей к иностранным увражам, но, главным образом, возродить вкус и вызвать потребность к истинному искусству... 9 зал Академии, заново отделанные, с расставленной вели­ колепной мебелью, взятой из дворцов и частных коллекций, увешанных кроме чертежей картинами, гобеленами, переносят зрителя в те эпохи, когда так понимали и ценили искусство» 382 .

Интерьеры ретроспективизма подобны прекрасно выполненным де­ корациям. Анфилады парадных зал, парадные лестницы, портики, колон­ ные залы — не есть ли это театрализация интерьера, театрализация, никак не связанная с утилитарной стороной строительства с точки зрения реаль­ного материала и конструкции, служившая самой театрализованной части быта — представительной? В парадных покоях не жили. Здесь представляли себя, а каждодневная жизнь протекала в задних комнатах (в квартирах до­ ходных домов) или комнатах, где не было ни отделанных мрамором зал, ни колоннад, ни чинно расставленной мебели. Эта в высшей степени театраль­ ная архитектура близка театральной декорации по назначению и даже по принципу построения (представительная часть декорации обращена в зри­ тельный зал, черновая, конструктивная, выходит за кулисы).

В интерьерах — парадных интерьерах, — отделанных фальшивым мра­ мором колоннах и колонных залах вестибюлей и квартир доходных домов, в анфиладах особняков есть нагнетение художественных средств, судорож- ность и нарочитость, совершенно не свойственные рождающимся легко и естественно композициям классицизма. Отсутствие чувства меры отличает великолепные имитации от подлинников. Колонна и колоннада никогда не были в классицизме и Возрождении средством массовой архитектуры. Они применялись редко, в исключительных случаях. Поэтому их действие ока­ зывалось таким сильным и впечатляющим. В здании Московского дворян­ского собрания или в аналогичном сооружении в Петербурге, Таврическом дворце, или во дворце в Павловске был один колонный зал. В небольших особняках таких зал никогда не бывало. Иное дело архитектура ретроспек­тивизма. Поражает переизбыточность ордерных форм, переуплотненность ими композиций. Взять к примеру хрестоматийный образец ретроспекти­визма — особняк Половцева на Каменном острове в Петербурге (арх. И. А. Фомин). Главный фасад небольшого по размерам П-образного корпуса украшен колоннадой, проходящей вдоль всего фасада. Но зодчему этого мало. Вход в здание отмечен портиком из колонн, поставленных в два ряда. Переизбыточность колонн — единственное, в чем сказывается «подделка», выдает себя подражание. Эта переизбыточность, словно идущая от неуве-

308. Брянский вокзал. Дебаркадер 2 «Нов. время», 1911, 20 марта.

ревности, обнаруживает общность с архитектурой 1830—1840-х гг. и прежде всего с постройками А.И.Штакеншнейдера, то есть не только с непосред­ ственными образцами, но и с подражаниями этим образцам. Это родство не только в стилизаторстве — принципиально признаваемой возмож­ ности проектировать в любом стиле, но и в перенасыщенности декором, в дряблости, немощности, которые в 30—40-е гг. XIX в. выражаются в су­хости и малой рельефности, а в начале XX столетия — либо в мертвенности, либо в стилизации и гипертрофии форм.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5  
6  
7  
8  
9  
10   
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
АрхМосква X 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz