|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||
В этом принципиальная разница между поздним модерном и нео классицизмом. Однако гладкие плоскости ампира, кубические объемы, горизонтализм аттиков, монолитность крупной формы оказались особенно благодатным источником строгой формы. Мастера позднего модерна апеллируют не к гибким формам растений и низших животных, а к созданным человеком строгим формам исторических стилей. Ретроспективизм представляет параллель позднему модерну в поисках зрительной архитектурное и рационализма. Их роднят поиски идеала, устойчивых основ жизни. Таким неизменным и вечным, абсолютной ценностью представляется искусство, возвышающееся над прозой жизни, над обыденностью, но связанное с нею, облагораживающее ее. Жажда освященного сверхличным авторитетом, но мирского идеала ориентирует ретро-спективистов на классику. К вечному искусству, вечному не только как искусству, но как искусству вечных форм, апеллируют ретроспективисты. Абстрагированная от конструкций, материалов, пространственных построений, классика вооружает архитекторов гибкой, отработанной и художественно бесспорной системой. На практике различие между поздним модерном и ретроспективизмом провести очень трудно; грань расплывчата, переходы постепенны и потому незаметны. Особенно трудны для классификации постройки «русского» ретроспективизма из-за внутреннего родства принципов древнерусского зод чества и модерна, из-за соответствия традиционных форм и конструкций типу церковных зданий, которые в основном являются местом приложения сил приверженцев отечественной древности. Единственно, что выдает ретро- спективистов, отличая их постройки от национально-романтического вариан та модерна, — отказ от стилизации, буквальность копиизма. Появляются точ- ные копии храма Покрова на Нерли и надвратных церквей Ростовского кремля (арх. М. М. Перетяткович — храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией (1910), и С.С.Кричинский — храм Николая Мирликийского, храм в память 300-летия дома Романовых в Петербурге, собор в Либаве и т.д.). Многие архитекторы — А.В.Щусев (Казанский вокзал в Москве, павильон Академии художеств на выставке в Венеции, церковь Почаевской лавры и т. д.), В. А. Покровский (Федоровский собор в Царском Селе, Госбанк в Нижнем Новгороде и ссудная казна в Москве, храм в Лейпциге) и другие балансируют на грани между национально-романтическим вариантом модер на и ретроспективизмом. Основанием для отнесения тех или иных сооружений к модерну или ретроспективизму не может быть наличие или отсутствие в их композициях деталей архитектуры прошлого. Пробным камнем являются принципы лх применения. Это интуитивно чувствовали еще в начале XX в. Имена бр. Весниных, О.Р.Мунца, Ф.О.Шехтеля, А.У.Зеленко, И.В.Кузнецова, Н. В. Васильева, В. В. Шервуда, И. М. Гинзбурга мы не встретим среди переч ня «новых», «передовых», «талантливых», «идейных», «принципиальных» архитекторов по характеристике прессы, монополизированной в те годы ретроспективистами и относившей эти лестные эпитеты исключительно к сторонникам данного направления. 321. Храм в память 300-летия дома Романовых ни Полтавской ул. в Петербурге. 1913. Арх. С. С. Кричинский Подчеркнем еще раз. У представителей позднего модерна есть произведения, вполне ретроспективистские по духу. А в самых ультрасовременных произведениях встречаются детали архитектуры прошлого. Это лишний раз доказывает, что архитектуру рубежа XIX — XX вв. нельзя судить
мерками стилевого единства форм в понимании, характерном для нового Одна из задач данной книги виделась в показе взаимосвязанности идейно-художественной проблематики архитектуры с одновременными течениями общественно-политической, философской, эстетической мысли. Выбор та кого аспекта при написании книги возник под влиянием сомнения в спра ведливости бытовавших до середины 1950-х гг. и до сих пор неизжитых пол ностью представлений об архитектуре 1830—1910-х гг., якобы остававшейся чуждой актуальным тогда вопросам и тем самым как бы выключенной из об щего процесса развития искусства, во всяком случае его авангарда. В пред ставленной работе сделана попытка показать, что архитекторы, подобно своим собратьям — живописцам, литераторам, критикам, философам, всем живущим в обществе людям, не могли и действительно не стояли в стороне от животрепещущих событий и проблем социальной и эстетической мысли. При этом были акцентированы в первую очередь проблемы, характерные именно для архитектуры как специфического продукта практической и художественной деятельности. Второй, столь же важный круг проблем, связан с желанием уяснить ход архитектурного процесса в рассматриваемый период путем анализа фундаментальных особенностей эклектики и модерна. В связи с этим была предпринята попытка вскрыть структурные закономерности, определить меру сходства и несходства обоих явлений по отношению друг к другу, эклектики в сравнении с классицизмом, модерна — с неоклассицизмом, и тем самым — уточнить историческое место и значение каждого. Для того чтобы приблизиться к пониманию качественного своеобразия эклектики и модерна, автор попытался выйти за пределы привычной мето дологии рассмотрения зодчества на уровне формы, поскольку она каза лась недостаточной для вскрытия специфики анализируемых здесь явле ний. Представлялось возможным сделать это лишь на основе сопоставления их с чем-то третьим, учитывающим специфику первых двух и вместе с тем не сводящимся к ней. За основу своего рода метаязыка, позволяющего сравнивать явления одного уровня и явления разных уровней (архитектурные направления, стили, системы культурно-исторической эпохи) были приняты формообразующий тип связей и характер структурной организа ции элементов, вне которых невозможно существование архитектуры. С по мощью нескольких, как представлялось, достаточных для определения общих особенностей композиционной системы, пар оппозиций выявлялись существенные для стиля или эпохи закономерности и тем самым степень их сходства, различия и родственности явлениям того или иного уровня, близких или удаленных во времени. 325. Храм Христа Спасители на наб. Новоадмиралтейского канала в Петербурге. 1910-е гг. Арх. М. М. Перетяткович Подобная методология, по крайней мере в узких рамках данной работы, кажется во многом оправданной. Во всяком случае не без ее помощи удалось выявить существенные черты эклектики и модерна, показать их худо жественную и композиционную целостность, увидеть законосообразность во внешней разнохарактерности и стилевые признаки в видимом бесстилье, Наконец, представляется немаловажным раскрытие подобия архитектурной системы на всех уровнях, от сколь угодно узких до сколь угодно широких пределов — от особенностей построения отдельной архитектурной формы до принципов организации городской среды. Здесь видятся предпосылки единого рассмотрения архитектуры и градостроительства: стиль отдельного здания, оказывается, предполагает именно эти, а не иные градостроительные нормы. И наоборот. Определенным градостроительным нормам соответ ствуют столь же определенные, типологически родственные ему нормы стиля; градостроительные нормы — это тоже нормы стиля. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |