|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||
В богатых особняках Петербурга воссоздаются главные особенности классицизма. Возрождается парадный вестибюль, вытесненный было холлом особняков модерна, и даже планировка. Поперечная ось: парадный вести бюль — зал, выходящий в сад, и перпендикулярная ей продольная анфилада парадных комнат, идущая по обе стороны от вестибюля (большие парадные комнаты, почти лишенные мебели, украшенные лепниной и росписью, хрустальными люстрами с подвесками, белыми кафельными печами, каминами, скульптурой и, конечно, пилястрами и колоннами). Делаются герои ческие усилия воскресить прошлое. Но прошлое плохо поддавалось оживлению. Это было дорого и непрактично, а главное — невозможно; невозможно было людям XX в. стать людьми XVIII и XIX вв. Волна реставраторства за тронула очень небольшой круг состоятельных людей, тех, кто мог позволить себе роскошь построить особняк дедовских времен. Значительно большим было число людей, которые создавали дедовские особняки в квартире доходного дома, превращая прихожую в колонный вестибюль, а гостиную в колонный зал, ставя несколько колонн в столовой и в кабинете, украшая их стильной мебелью, имитируя парадную лестницу дворца в убранстве парадной лестницы доходного дома. Преувеличенность размеров и гигантомания сопутствуют затесненности, ощущению, что крупным формам тесно в отведенном им пространстве. Особенную трудность для воссоздания традиционной схемы представлял самый массовый тип зданий — доходные дома. Их фасады повторяли ком позиционную схему популярных тогда палладианского палаццо или дворца русского классицизма с большим ордером. Ячеистую сотообразную струк туру доходного дома архитекторы пытаются представить в виде единого организма дворцового здания с традиционным делением на цокольную, ос новную и венчающую части. Для «нейтрализации» естественной компо зиции фасада, проявлявшейся в равномерной сетке окон, архитекторы при бегают к гипертрофии форм. Была и другая причина, вызвавшая опреде ленную гигантоманию, причина чисто механическая. Воспроизведение двор цовых композиций в домах, значительно больших по размерам, чем рассчи танные на канонические, отработанные веками пропорции и размеры про тотипа, приводило к тому, что размеры деталей возрастали соответственно размерам сооружения. Не рассчитанные на такое увеличение, архитектурные формы (не только колонна, но и все сопутствующие ей элементы — карниз, балясины, кронштейны, наличники), а в результате — и здание в целом, теряют значительную долю убедительности и внутренней мощи. Большую трудность для согласования традиционной схемы фасада с ре альными потребностями доходного дома начала XX в. представляло устрой ство магазинов в первых этажах. Много выдумки было затрачено на то, чтобы уменьшить диссонанс между композицией фасада в духе итальян ского палаццо или дворца эпохи классицизма и большими остекленными витринами магазинов. Их то прятали за глубокой лоджией первого этажа, то устраивали в полуподвальных помещениях, то трактовали нейтрально, выключая из общей системы художественного убранства, как бы начиная цоколь со второго (жилого) этажа, ритм окон которого согласовывался с ритмом окон остальных жилых этажей. Но ни один из вариантов нельзя считать удачным. В первых двух в угоду красоте приносятся в жертву удоб ства, в последнем неприятно нарушается законченность дворцовой ком позиции; здание словно висит в воздухе. Столь же трудным было согласование ордерной схемы с пространствен ной структурой любого из новых типов зданий, предъявлявшей требования, противоположные доходным домам, — необходимость остекления крупных поверхностей, неравномерное чередование остекленных и глухих стен. Архитекторам приходилось громоздить, как в проекте Николаевского вокзала, гигантские колонны, колоссальные квадры камня, тянуть у входа приземис тую колоннаду-портик (проект И.А.Фомина), чтобы некогда соразмерными человеку, а теперь разбухшими, раздувшимися формами ордера нейтрали зовать, заглушить, сделать фоном спорящую с композицией фасада и тем не менее упорно заявляющую о себе пространственную структуру вокзала с гигантской остекленной аркой зала-дебаркадера, с ее пафосом простора и пространства. Те же гигантомания и тяжеловесность преувеличенных форм присущи многочисленным зданиям банков, торговых домов и универсальных мага зинов. Их фасады словно закованы в гранит, втиснуты в трехчастную симме трично-осевую схему. Как и в зданиях вокзалов, воспроизвести особенности классицизма здесь оказалось еще труднее, чем в доходных домах — ме шают большие плоскости остекления. Восстановить чистоту стиля не пред ставляется возможным, хотя применяются колонны, карнизы, фронтоны. Банкирский дом Вавельберга на Невском проспекте в Петербурге представ ляет фантастическое переложение композиции палаццо дожей в Венеции. Ажурная светлая архитектура здания приобрела в интерпретации арх. М. М. Перетятковича мрачность, тяжеловесность. Средства выразительности — монументальность форм — кажутся особенно тяжелыми, избыточными из- за темного цвета камневидной штукатурки, массивных колонн, высота кото рых лишь в полтора раза больше диаметра, глубокой рустовки. Окна, про странство как бы задавлены массой. От современной легкости и прозрачности не остается и следа. Во всяком случае снаружи ничто не напоминает о больших пространствах и залитых светом залах: материя побеждает пространство, тяжеловесность массы сжимает его. Отсюда экспрессия, напря женность, чрезмерность во всем. Эта черта объединяет произведения всех ретроспективистов. Фомин тяготеет к романтической взволнованности и гигантомании, театральности и крупности Пиранези. Те же черты можно найти в грязелечебнице в Ессен туках (арх. Е.Ф.Шретер), торгово-промышленном банке (арх. М.М.Пере- тяткович), доходных домах по Большому проспекту Петроградской стороны в Петербурге (арх. Е. В. Белогруд). Каковы бы ни были особенности даро вания отдельных зодчих (Ф. И.Лидвалю присуща большая плоскостность и относительная уравновешенность, В. А.ГЦуко даже в своих домах на Ка- менноостровском проспекте удается сохранить отвлеченность и абстрактность), в преувеличенности форм спроектированных ретроспективистами зданий есть что-то бутафорское. Жизнеспособное не нужно утверждать так упорно, так нагнетать сильно действующие средства. Поэтому критик пишет, что в палладианстве Щуко и И. В. Жолтовского «все-таки больше декорации, чем зодчества», что проекты Фомина «очень красивы... производят чрезвычайно фантастическое впечатление, а эти качества соответствуют театральным декорационным задачам. Можно думать, что Фомин мог бы оказаться превосходным театральным декоратором» 383 . В 1912г. акционерное общество «Новый Петербург», которому принадлежала большая часть острова Голодай — 232000 саж. 2 или 1076200м 2 поручило Фомину составить проект планировки и застройки нового района. О судьбе этого проекта красноречиво повествует Лукомский. «Искусство Фомина совершенно не соответствует современному экономическому духу расчетливости и мелочности, современной дешевке и дурному выполнению, и это, конечно, мешает ему отдаться строительству доходных домов. Так задуманной им по очень широкой программе застройке целой части города (остров Голодай) новыми доходными домами и иными сооружениями, ко торые вместе образовали бы целые кварталы нового города, целиком основанного на прекрасных традициях и осуществленного так, что ни одна деталь не разбивала бы впечатления общего, — не суждено было осуществиться. Меценатства, необходимого для того, чтобы считаться с недоходными пропорциями зданий Фомина трудно ждать со стороны недальновидных предпринимателей.. .» |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |