Вчера очерк |
| стр. 3 → | содержание |
|
|
Она отщипывает клок теста, ловко разминает его и вкладывает начинку. Заворачивая пирог, бабушка скоро перебирает пальцами. Мысленно сопровождаю каждое движение ее пальцев звуком. Быстрые гаммы пробегают по хребтам пирогов. Вот бабушка шаркнула заполненным противенем по столу, сунула в печь, поддела пехлом, повела вглубь: - Через десять хвылын будут пирожкы, - Она легонько подтолкнула пехло в "подпичче", подпечье - черная от времени деревянная лопата скользнула далеко, как сом в глубину. Задумчиво прохаживаюсь туда-сюда, заглядывая в жерло печи. Там в отсвете углей зреют, крепчают на глазах, так и прут в рост пироги с картошкой, морковью, рисом, курагой. Нет, в московской духовке все происходит по-другому. - Без пяти минут пирожки! - Оглашаю штейкбреккерским лозунгом соседнюю комнату, где мои трудолюбивые братья с утра белят потолок, щедро усеивая кляксами коричневый пол. Бедняг запрягли в телегу неизбывных деревенских трудов, должно быть, вообще ни свет ни заря. - Докрасим? - Вопрошает Лешка, с тоской озирая огромный потолок. Потолок серый от непросохшей извести. Серый, но не весь. И тут же ссыпаются вниз со столов, застеленных газетами. Пятнистые, веселые, садятся за обширный стол. За столом сейчас примерно треть маминой родни, восемь человек. Если собрать всю семью бабы Софьи и деда Ивана, места не хватит. Взрослые едят сосредоточенно, пристально. Мы же накидываемся на пирожки, вернее, пирожищи, с азартом и вожделением. Уминаем их, за ушами пищит. Приятно смотреть на здоровых, сильных людей, которые одинаково вдумчиво подходят и к работе, и к еде. Все делается внимательно, ловко, много. Мне обидно - не могу поспеть за ними ни в том, ни в другом. Выкатываюсь из-за стола после тяжкой победы над вторым пухлым пирогом и продолжительной возни с третьим. Третий - вполне безобиден на вид, но так жарко дышит в лицо, что я сдаюсь. Корочка с желтым кантом взбитого яйца тайно скормлена псу. Уползаю. Стараясь не смотреть на пироги, от которых ломятся несколько огромных мисок. - Дак скольких одолела? - Звучит вопрос мне вдогонку. - Троих, - переводя дух, привираю я. - Мало, - выносится приговор. Со стоном скрываюсь. А вслед - привычный ритуал извинений бабушки: - Ешьте шо есть. А чего нема, так извиняйте. Посреди стола одиноко белеет брошенное Лешкой письмо. Куда его теперь? В ящик стола - отвечать придется самой. В столе кавардак. Чего только нет: двестирублевка с портретом Ленина, кассеты, программка забытого концерта, зачетка, какие-то камни с прошлогодней поездки в Крым. Перебрать все это? Вытаскиваю ящик, опрокидываю на стол. С грохотом покатились крупные бусины. Вот так же я собирала их на станции метро Театральная, где они разлетелись под гогот малолетних идиотов, которые радовались возможности подхватить самые блестящие камушки. Оставить эти бусы пацанам на растерзание я не могла – мамин подарок - и дралась за каждую бусинку, взывая о помощи. В конце концов на сбор бусин был мобилизован даже милиционер. Вот так всегда: чтобы навести порядок в ящике стола, я вынуждена перевернуть вверх дном полквартиры. Под столом треснулась о заброшенный мольберт, сорвала ноготь о вывернутую паркетину. Захотелось все бросить, заплакать. А тут еще самый последний дареный бегемот из стекла свалился с полки. Почему у меня вещи не выживают? Не удастся собрать коллекцию бегемотов, они все подохнут у меня. Был аквариум - потек; волнистый попугайчик Кеша среди зимы, прощально махнув крылом, улетел в теплые края через форточку. Ну их, эти бусы, все равно никогда не собирусь нанизать. Был развал в столе - а теперь на столе. Старенькие золоченые дамские часики. Мне их подарила бабушка Валя, папина мама, еще когда я и время-то не умела определять. Бабушкины пальцы больше не справлялись с крохотной кнопкой завода. Зато мои очень даже справлялись, с тех пор часы и не ходят. Всякий раз, как натыкаюсь, обещаю себе: обязательно как-нибудь снесу в починку. Что тут еще? Свернутая гитарная струна... Губная гармошка... Кусочек сангины... Господи, если б я довела до ума хоть что-нибудь, за что бралась! Если б училась, чему учили. Все разбросано, раскидано, как осколки судьбы. Листок нотной бумаги. Одна-единственная музыкальная фраза, начало партии для фортепиано из увертюры "Серебряный лист". Мне так нравилось слово "увертюра". Что-то захватывающее - вихри музыки сталкиваются и ревут, ошарашенный зритель со слезами обещает себе начать жизнь заново... Прошло то время, когда я еще могла дописать эту увертюру. Или еще не наступило? На железной жердочке уже сидели в ряд молодые кияне, ждали Серегу. Хлопцы приняли к сведенью наши имена, мельком оглядели меня и далее старательно избегали встречаться глазами. Появление чужих явно перебило хребет разговору. Пока новой темы не находилось. Хреновое, я вам доложу, ощущение, когда вот так все молчат. Неловкость была расколота Серегой, вытянувшим из кармана колоду карт. Сначала, признаться, я приняла колоду за стопку вчерашних оладий, хоть слегка и подсохших, надкушенных, но не растерявших своей лоснящейся красоты. Потом пришла мысль, что первым сию колоду распечатывал еще Лойко Зобар у цыганского костра над излучиной древнего Днепра. Потом карты перешли к бурсачу Хоме, ходившему класть кресты во храмы Киево-Могилевской академии да напоровшегося на нечистую силу в деревенской церковке. Так и видишь, как Хома режется крест-накрест в подкидного со всякими ведьмами, виями да вурдалаками. Позже колода канула в небытие. В рядах смущенных аборигенов при явлении чудо-колоды произошло заметное оживление. Руки задвигались, глаза заблестели. Увлекаемые Серегой, мы направились под завесь могутных дерев, где пустовал воровый доминошный стол. - Кто раздает? - Риторично спросил высокий лопоухий хлопец, потянув к себе карты. - Ну, правильно, - укорил по-девичьи красивый парубок с хитрецой во всем сутулом облике, с сутулым же носом. Добродушно засмеялись. - Кто лучший игрок? - Спросила я. Вопрос глупый, но надо было завести светскую беседу. Молодые люди переглянулись, один из них, все так же глядя на карты, дернул плечом и сказал: - Да никто. - А кто шулер? - Приставала я. Помолчав, они указали на сутулого: - Он, гадюка... Видимо, Сергана в этом кружке почитали за серьезного, вдумчивого профессионала - прислушивались. Сам Серган сидел нагорелой свечой, уставшей светить, изредка хмыкал, меланхолично и строго глядел в даль. Серега - жилистый смуглый парень, кареглаз и темноволос, цыганист. С приятным круглым лицом - брови высоко подняты, на губах блуждает улыбка. Играли молча. Сподлобья. Как хоккеисты, наработавшие коронные комбинации. Один, шмыгнув носом, выкидывал на поле совсем безобидную шестерочку - чего бить-то. Но противник видывал виды, смаху хлестать "шоху" вальтом не спешил, задирал в небо голову и долго шелестел губами. - Ходить бум? - Бум... Появлялся туз. Наступала очередь сотоварища задирать голову и шелестеть губами. На что Серега говаривал: - Нет бубей - в морду бей... - Меньше думай - буби будут... Представилось, что впереди у них, как и позади, целая вечность. И нет ничего в этой вечности важней и актуальней, чем держать вот так, веером хлестанные-перехлестанные оладьи и смотреть на бубенную да червовую кабаллистику... И мой Лешка будто тоже вечность сидит тут, с этими братками, и так же, как они, шевелит губами и мечет карту слегка лениво.
"Московское время - семнадцать ноль-ноль", - сообщает радио. Опаздываю! Вылетаю из квартиры, тороплю лифт. Душный маленький зальчик клуба «Фор-пост» на Спортивной. Накурено. На сцене - знакомцы, виртуозы окраин. Терзают изношенную электронику: настройка хороша на публике. - А щас пред вам выст-пят "Грузди", - баритонит в микрофон Потап Коршуновский. - Мы - первое свободное поколение века! - У-у-у!.. - Воет свободное поколение. На головах - хайратники, чумовые стрижки, на запястьях - феньки или металлические цепи, кто в коже, кто в рваных джинсах, почти у каждого - бандана на шее. Должно же первое свободное поколение чем-то отличаться от комсомольцев 20-х! - Бэ-люз! - Возвещает солист. Народ расположен. Встречает шумно. Ярко освещенный ладный Потап с распущенными по плечам волосами затягивает надрывный английский блюз. - В России нет своей рок-культуры, - проповедовал мне Потап. - Пост-советская – дребедень. А в нашем музыкальном стиле песни по-русски вообще невозможны... - Как это нет рок-культуры? А вы? - Ну, мы вынуждены творить в русле. - Уходил от удара парень. - Хотя бы затем, чтоб потом выйти из берегов.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|