|
Введение
Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю
развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике.
Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами
торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря
комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций,
экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных
видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая социально-экономическая
эффективность пассажей, возможность использования универсальных решений
и передовых технологий.
Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых
предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов
или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время
опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал.
Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр
в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим
звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными решениями.
Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей
в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной
торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-обоснованных принципов
формирования пассажей местного значения были связаны с однотипностью первоначального
использования, социальной и градостроительной значимостью. Долгое время
это не позволяло подойти к проблеме типового проектирования в комплексе
с предприятиями торгово-бытового обслуживания других типов, хотя существуют
примеры типового строительства пассажей в чистом виде или объединенные с
торговыми рядами уже более 150-ти лет назад.
Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке
связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной
структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой
сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-художественные
и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к пассажам
как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем затрагивались
в разработках ряда институтов, направленных на преодоление одностороннего
понимания архитектуры пассажей, так как градостроительной и утилитарной
функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных объектов как
основы формирования общественных центров города. Это свидетельствует о становлении
нового подхода к организации пассажей городского значения, который признает
соцкультурную функцию наиболее важным структурообразующим фактором. Данный
подход и принят за основу в настоящем исследовании.
С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и
оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных
и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных
торговых центров, приобретает сложный специализированный характер.
В то
же время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы
пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно
совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов,
которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с включением
пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной нагрузкой,
усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием
градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков,
изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры.
Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в нашей
стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в проектировании
и строительстве пассажей. Использование и переосмысление наиболее интересных
приемов и принципов этой практики составляет неотъемлемую часть развития
отечественной типологии пассажей.
За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально
новых идей, которые существенно изменили прежние модели пассажей и подход
к их организации. Постепенно возникло новое поколение пассажей, пришедших
на смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным
молом. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности
и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой
моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству архитектуры,
стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное
требование современной торговли.
Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах
журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же строительство
опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в лучшем случае
используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в таких случаях
композиционные возможности довольно ограничены, то поиск индивидуальности
часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и отделки. Однако
следует отметить и некоторые моменты, которые во многих странах оказывают
ощутимое влияние и на массовую практику.
С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах неторговых
функций. Объединение торговли с развлекательными центрами, питанием, игровыми
элементами и т.п. повышает покупательскую активность за счет увеличения
числа посетителей и отсутствия чисто прагматического интереса. Изменяется
характер активности потребительского поведения по отношению к торговле,
как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием. Все это требует дополнительных
пространств, демонстрирующих одновременно комфорт, стиль, а также незаурядный
элемент фантазии. Такое направление связано с рядом проблем, которые в общем
виде можно сформулировать так: отсутствие строго определенного мнения о
путях развития пассажа ни как самостоятельного типа, ни как элемента в составе
целого комплекса.
|
.
страницы: |