|
— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и современной
организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А. Максимова,
С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И. Зайдлера,
М. Колчак, И. Эпплтона и др.;
— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики
А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др.
Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта
развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на
композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации,
и обоснованию предложений по совершенствованию.
Глава 1.
Обзор формирования архитектуры городских пассажей
Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей произошел
принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в первую
очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей пассажей
и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в современной
архитектуре сложился еще один концептуальный подход – использование старых
традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период
развития пассажей. Проблема, поставленная изменением моделей торговой
среды, привела к изменению пространственного поведения вообще, как основополагающего
принципа всей городской традиции. Экстремальное изменение масштабов городов
оказалось несовместимо с гораздо более медленно меняющейся психикой человека;
стремительное индустриальное развитие, продиктовавшее в последнее время
совершенно определенные тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт
с человеческим аспектом. Для реализации своих намерений человек должен
понять свои истоки и новые пространственные связи и объединить их в новую
пространственную концепцию. При этом, если раньше основной задачей архитектора
было помочь человеку найти необходимую точку опоры, конкретизировать его
образы и желания, то теперь в центре внимания – обеспечение возможности
вариантных решений внутреннего пространства, не утрачивая при этом его
неповторимости и ни в коем случае не теряя его функциональности. В результате
в свое время резко вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды
и ее связи с соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных
образов.
Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как это
было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой деятельности
и увеличить количество посетителей, привлекая их дополнительными функциями
пассажа и его связью с городской средой и с другими элементами и формами
торговых и обслуживающих зданий. Так повышается роль эстетики, социологической
и функционально-технологической основы композиционного проектирования.
Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества, отличающие
его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает тенденцию
непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение пространственных
взаимодействий.
1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и социальные
факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.
Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы торговых
зданий способствовало много факторов. Социально-экономические преобразования
петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли России обусловили
активно развернувшееся в этот период строительство зданий торгового назначения.
В русской архитектуре того времени получают широкое распространение несколько
устойчивых типов торговых зданий, различных по своей планировочной и объемной
структуре – «торговый двор», «торговый ряд», купеческий дом с лавками
в первом этаже, товарные склады.
Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века осуществлялось
с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной организации
городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге, Твери, Ярославле,
Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе и проектные материалы
регулярных планировок городов подтверждают это (схема 2). Концентрация
городской торговли в одном определенном месте, на территории торга, и
запрещение купцам торговать в других частях города было необходимо для
осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров
и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля осуществлялась в лавках
торговых рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод,
а все приезжие иноземные и иногородние русские купцы имели право вести
в городе только оптовую торговлю и только на территории специально отведенных
для них торговых дворов. Такой порядок торговли сложился еще в XVI веке
и был закреплен соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году.
Жесткое разграничение городской торговли на розничную и оптовую сказалось
на особенностях организации торга.
Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного разделения
труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских городов
и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим периодом
развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли, появляются
торговые места в других частях городов, в ряде случаев складывается несколько
торговых зон. Параллельно формируются и самостоятельные оптовой торговли
– комплексы товарных складов («магазейнов»), расположенных обычно вблизи
транспортных путей.
Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений.
Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим
масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство
старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов
этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок торговой
части. В одних городах торг проектируется в зоне административно-общественного
центра, в других он составляет самостоятельный планировочный узел. При
застройке могли использоваться здания различного типа. Можно выделить
три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному назначению:
— здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома с лавками
и торговые ряды;
— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат торговые
ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней планировкой;
— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в основном
относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной и зальной).
Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый специфический
тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали внутреннею
крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с наружной стороны
пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.
В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788), пассажи
Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе рассматриваемый
тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи были построены
в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В отличие от европейских,
русские пассажи впервые появились не в городах и были вызваны не условиями
городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в зоне наибольшего сосредоточения
торговли, где ограничений в размерах торговых зданий не имелось, так как
они размещались на больших открытых площадках, а требовалась необходимая
защита от непогоды.
Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1),
у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после
Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство
было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878
года, до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала
структура традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в
котором три стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая
на главную торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с
открытыми галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное
построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые
размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших
ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее пространство
ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в последствии к
внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение торговой линии,
как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися в боковых стенах
повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги впервые предпринял
попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-планировочное построение
гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в общей композиции и не
нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной торговли.
Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж. Кваренги
для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2). Пассажная линия
протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров. |
.
страницы: |