|
Одной из важнейших предпосылок наилучшей организации перемещения товаров
внутри пассажа является планомерная поставка товаров. Она позволяет уменьшить
число перевалок товаров из одного помещения в другое, поскольку ряд товаров
доставляется непосредственно в торговую секцию.
Таким образом, из общего процесса внутреннего товародвижения можно исключить
частичное складирование. С уменьшением функций подготовки и складирования
происходит изменение соотношения площадей для вспомогательных и главных
функций в пользу последних.
Тенденция сокращения площадей подсобных помещений магазинов непосредственно
связана с важным архитектурно-планировочным принципом рационального использования
торговой площади пассажа путем максимального насыщения ее товарами. В
связи с этим существенное значение приобретает планировочное решение пассажа,
разделение его площади на составные элементы, параметры которого обусловлены
методом обслуживания.
Возможны четыре основные схемы объемно-планировочных решений:
I — неторговые помещения расположены над торговыми; в некоторых случаях
— в подвальном этаже;
II — неторговые и торговые помещения располагаются поэтажно, каждая группа
в своем отсеке;
III —неторговые помещения располагаются, чередуясь, одни над другими;
IV — неторговые помещения располагаются в центральной части по вертикали.
Последняя, четвертая схема используется при проектировании крупных высокомеханизированных
универмагов, и практически не используется при проектировании пассажей.
Наибольшее распространение в практике проектирования пассажей получили
первая и вторая схемы. По третьей схеме получается завышение неторговых
площадей, увеличение количества грузовых лифтов, поэтому она так же не
получила распространения ни в нашей стране, ни за рубежом.
Отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства торговых
зданий показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению
количества этажей. Опыт эксплуатации практически любых торговых зданий
показывает, что с увеличением числа этажей количество покупателей в верхних
этажах уменьшается. При этом, как правило, торговая рентабельность обеспечивается
не выше второго этажа. Третий этаж может быть использован главным образом
под кафе-закусочные, административно-бытовые, технические и другие вспомогательные
помещения. Повышение этажности нецелесообразно во всех случаях, когда
удлиняются вертикальные коммуникации покупателей в данном случае выше
соображений экономии при строительстве. По подсчетам американских специалистов,
эксплуатационные расходы на 1 м2 одноэтажного торгового здания значительно
ниже, чем многоэтажного. Это объясняется прежде всего затратами на вертикальное
перемещение грузов и покупателей. К недостаткам решений с заниженной этажностью
все же следует отнести некоторое увеличение площади застройки, что создает
определенные трудности при размещении их в районах со сложившейся плотной
застройкой. Поэтому, естественно напрашивается такое решение, которое
позволит использовать площадь отведенную под застройку или реконструируемые
здания с максимальной выгодой. То есть появляется необходимость создания
многофункциональных пассажей, где верхние этажи могут быть использованы
под выставочные залы, гостиничные номера, офисы или жилые квартиры, а
нижние — как стоянки или предприятия бытового обслуживания.
Подобное предложение было сделано при реконструкции торгового центра у
Финского вокзала в Санкт-Петербурге еще в середине 80-х годов. Квартал
Невского между улицей Марата и Владимирским проспектом, где было устроено
два пассажа. Здесь в относительно небольшом объеме зданий было размещено
множество разнообразных предприятий и учреждений; помимо большого количества
магазинов, — гостиница, обширный ресторанный комплекс, бары, кафетерии,
сауна и даже филиал театрального музея со зрительным залом, а так же было
предусмотрено создание комфортабельных квартир общей площадью 2 000 м2.
При этом высота атриумных перекрытий была поднята на высоту пятого этажа.
Таким образом было предложено наиболее логичное архитектурно-планировочное
решение, позволившее, не повышая этажности торговых объемов, создать довольно
высокий (в пределах существовавшей застройки) многофункциональный комплекс
состоящий из 2-х пассажей, атриумов и других архитектурных форм.
Когда же позволяют грунтовые условия, то в практике проектировании и строительства
все больше утверждается тенденция предусматривать один-два или более подземных
этажей. |
.
страницы: |