|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
технологии Архитектура пассажей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В этом проекте Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых рядов, чем заложил принцип объединения пассажа с другими типами и элементами торговых зданий. Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные фасады представляли глухие плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех сторон рядами торговых лавок с открытыми галереями. Также был разработан прием более гибкого использования торгового пространства между пассажем и галереей: архитектор не делил большие изолированные лавки каменными стенами, а сохранил лишь основные внутренние опоры, что позволяло бы купцам иметь лавки различной площади, в зависимости от характера и количества товара. Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские помещения. Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи. В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе. Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили появление новый русских пассажей. Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров) пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения, встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж, возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового здания. Таким образом, в период классицизма наряду со строительством традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития, выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический период. Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло. Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады», трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями. Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея восточного базара, фактически прародительница современного пассажа, подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д. Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-1893 годах.
|
. страницы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2003 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© 2003, , ссылайтесь... |
Всё. |