|
Архитектура классического периода (5-4 вв. до н.э.)
12. Архитектура Древней Греции гомеровского периода первой половины 5
в до н.э.
Афины возглавляли борьбу греческих городов с персами. Искусство греков
показывало, каким должен быть человек - физически, нравственно прекрасным,
гармонически развитым - этот период стал образцом для подражания. В архитектуре
5 в до н.э. развивается все тот же тип храма - периптер преимущественно
дорического ордера. Пропорции стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую
логику, ясность и простоту. Так, число колонн стало определённым - по
длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна.
В росписи использовали красные, белые, синие, золотые цвета. Процесс формирования
греческого полиса. Расцвет античной архитектуры.
Сокровищница афинян в Дельфах на рубеже 6-5 вв. Антовый храм. Стены из
мраморных квадров.
Храм посвященный Афине Афайи на о. Этина. 1-ая треть 5 в. 6*12 колонн.
6-ти колонный периптер. Высота колонн 5 1/4 диаметра. К низу расширяется
меньше. Энтазис еле заметен. Наос стал короче и шире. Портик стал не таким
глубоким. Разделяется цель храма на культовый и общественный. Появляются
2 ряда колонн, 2-ух яростная колоннада внутри храма. Стереобат из 3-ех
ступеней.
2 Храм Геры в Пестуме. 5 в. до н.э. Антаблемент лишен декора. Периптер.
6*14 колонн. Высота 8,7 метра. Расширяется к низу больше, отсутствует
энтазис.
13. Архитектура древней Греции классического периода второй половины 5
в до н.э.
Архитектура предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности
с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В период ранней классики,
так называемого строго стиля (490-450 гг. до н.э.), скульптура носит переходный
характер от архаики к классике. Это видно на фронтонных группах храма
Афины Афаий на острове Эгина (около 490 г.) - фигуры греков и троянцев
статичны, в пластике много от архаических куросов, включая «архаическую
улыбку». Образ Атлета - распространенная тема в скульптуре. Скульпторы
- Фидий, Мирон, Поликлет.
Храм Зевса в Олимпии. Середина 5 в. до н.э. Архитектор Либон. Периптер
с классическим число колонн 6*13 по высоте равны высоте колонн Парфеноне.
Стереобат из 3 ступеней. Наос имеет 2 ряда колонн. Имеет статую Зевса,
выполнена в хризо-элефантийской технике. Одежда из золота, руки из слоновой
кости, каркас деревянный. Скульптор Фидий, высота статуи 14 м, головой
упирается в потолок. В одной руке держит богиню победы Нику. Оформлены
фронтоны скульптурными фигурами. Высота колонн 10,43 метра.
14. Архитектура Древней Греции классического периода 4 в. до н.э.
В архитектуре поздний классики (410-350 гг. до н.э.) нет «чувства меры»
(месотес), проявляется стремление к грандиозному, внешнее великолепному.
В эфесе в середине 4 в до н.э. построен заново некогда сгоревший храм
Артемиды. Гигантская пирамида Монаавсола в Галикарнасе (архитекторы Пифей
и Сатир 353 г. до н.э.). Она завершалась колесницей с конями и была украшена
150м фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил
торжественную, восточную пышность греческого ионического ордера. Большое
место в архитектуре занимают общественные сооружения для зрелищ. Это знаменитый
театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший 360-330 гг. до нэ.) на каменных
скамьях помещалось 10 000 зрителей. Актеры играли на круглой площадке
- орхестре (диаметр ее 12 м), за орхестрой находилась каменная стена -
скена. Последний ряд отделен от орхестры на 60 м и находится выше её на
23 м. В греческом театре появляется коринфский ордер с колоннами, завершаемый
богато декоративной капителью в виде листьев аканфа (примером может служить
каменный памятник Лисикрата в Афинах, 353 - 334 гг. до н.э.)
18. Характер планировки древнегреческих городов. Жилые дома в Древней
Греции.
Период расцвета греческого полиса (Славное пятидесятилетие)
С окончания греко-перситских войн 480 г. до окончания пелопонесских войн
431 г. Афины и Спарты воевали. Во главе Афинах стоял перикл. Города складывались
стихийно, после разрушений греческие города перестраивались по регулярной
структуре - прямоугольника. Кварталы и улицы располагались по взаимно
перпендикулярном направлении. «Изобретение» регулярного плана города принадлежит
архитектору Гипподаму. Гипподамова система планировки. Квартал состоит
из жилых домов. Ориентация дома не зависела от других домов. Окна дома
не имели. Существовала система дымо удаления. 2-ух этажные дома. Стены
из кирпича-сырца, перекрытия деревянные, кровля - черепичная, земляная
насыпная. Стены изнутри штукатурились и расписывались (синий, красный,
белый)
19.
Культовое зодчество (5 в до н.э.) 480 - 431
Морской союз - объединение полисов во главе с Афинами. Афины были разрушены,
когда вошли Персы. Идеологические причины для восстановления Афин - создать
такую архитектуру, которая создавала образ Афин - как главного города
объединенного союза.
Афинский акрополь - стоит на естественной скале, возвышается над уровнем
моря на 156 м, над городом на 70 - 80 м. Скала имела плоскую вершину,
площадка 300*130 м, там уже существовали постройки. Вымощенная тропа,
Акрополь можно рассмотреть с разных сторон, дорого украшена привезенным
мрамором, от золотого - до зеленоватого цвета. Степени сделана в Римское
время.
447- начало строительства Акрополя, и длилось около 40 лет. Акрополь окружен
стеной не превышающей в высоту 1 метра.
Греки считали, что развитие жизни определяется противоборством и столкновением
сил. Космический порядок представлен в существовании ведущего центра,
из которого формируется космос (прекрасное) в целом этот центр и есть
дом Зевса, мать и алтарь богов. Центр подчиняет все части мира, а каждая
часть имеет свой центр. Греки считали, что такой космический порядок является
универсальным и распространяется на все. «Слабейше подчиняется сильнейшему».
Греки считали, что именно так строится семья. Именно этот принцип строительства
гармоничен в искусстве. Во всяком художественном целом является главным
то, что доминирует.
Композиция Акрополя - подчинена гармоническому равновесию массы. Греки
уделяли внимание природе, стремились обдуманно вводить постройки в окружающую
среду. Симметричная композиция была невозможна. Греки учитывали, что архитектура
воспринимается в динамическом движении.
Пенофенеи - раз в 4 года праздновался этот праздник, этот праздник является
обрядом культа Афин. Ансамбль должен увековечить победу над Персами. В
обряде все население собирались на горе и шли к Акрополю, чтобы в храме
преподнести Афине новое покрывало, которое ткали лучшие девушки города.
Процессия обходила Акрополь с севера на юг.
ПРИГОС - выступ скалы, вывешивающий трофей. На нем стоит храм Ники (бескрылой).
Небольшой с точки зрения всей композиции. ПРОПИЛЕЙ - входные монументальные
ворота. Архитектура этого объема МНЕСИКЛА, все постройки выполнены из
мрамора. Ширина прохода 5,5 м. В центре пандус, колонны дорического ордера,
внутри ионические ордера. Пропилеи - знак, где надо сменить настроение,
вступание на священный участок. Внутри позолоченный потолок. ПЕНОКОТЕКА
- картинная галерея, произведения говорили о победе. Архитектор КАЛЛИКРАТ
- храм Ники - амфиростиль, ионический ордер. Размеры 5,4*8,14 м. Высота
колонн 4,04 метра.
Архитектор ПАРФЕНОНА ИККТИН, КАЛЛИКАРТ. Строился в 447-432 г до н.э..
Посвящен Афине - деве, Афина - Парфенон. Самый крупный в Метрополе. Кол-во
колонн 8*17. Совмещение ионических и дорических традиций. Наружная колоннада
- дорическая. Орден менее массивен. Высота колонн 5,4 диаметра, вылет
меньше чем в храме Зевса. Структура основана на зеркальной симметрии,
симметрия воспринимается изнутри, снаружи периптер не воспринимается.
На фронтоне скульптура. Композиция рассчитана на восприятие с дальних
точек зрения. Изображения на метопах, дорических не украшался. 2-ой уровень
восприятия скульптуры метопа имели крупный рельеф. Фигуры меньшего размера
по сравнению с фронтонами. 3-ий уровень восприятия фриз - высота 1 м,
длина 160 м. Панафенейский фриз. Изображали то, что происходило в действительности.
Парфенон простоял до 1687 г (был взорван). В конце 18 в посол Англии увез
из Парфенона плиты, статуи. Размеры Парфенона 31*70 м.
Храм Эрхейтейона.
Архитектор Эрхилох. Северная часть скалы акрополя. Строилось 421-407 г.
до н.э. Общественное разделение, применение находит индивидуализация.
Перепад рельефа до з м. Основной объем по стилобату 11,6*23,5. Вход -
6 колонн ионичексго портика. Внутри находилась статуя, закрытая дверьми.
Появляются 2 оконных проема. Колонны в виде фигуры девушки высотой 2,1
- 2,3 м (КАРИКРОТ). Переход ионической опоры к скульптуре. Антаблемент
неполный из 2-ух частей, фриза и карниза. Девушки сделаны из мрамора,
фриз из темного известняка. Композиция основывается на гармоническом равновесии
масс. Симметрии поворота.
14.
Архитектура периода кризиса и рампада полисной системы
( 4 в. до н.э.) Греция
Полис не способен обеспечить благосостояние города. В итого теряет интерес
к его судьбе. Снижение патриотизма. Развивается индивидуализм в общественном
сознании. Увеличивается рол частных заказов. Стремление к изысканности,
утонченности, внимание к деталям. Традиционный формы применяют более свободно.
Храмы занимают меньше значения в строительстве.
Зодчество характеризуется большим кол-вом общественных сооружений. Строительство
ведется в Малой Азии.
В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими
пропорциями. Зодчий Пифей возводит Мавзолей - это 24-ступенчатая трехъярусная
мраморная пирамида, высотой 49 м, увенчана четверткой коней в упряжке
- квадригой. Здание отошло от простоты и строгости. Классический периптер
(храм с двойным рядом колонн) - Храм Артемиды в Эфесе. В зодчестве ведущую
роль играли не храмовые сооружения, а постройки светского характера -
театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный
ансамбль был построен в Эпидавре - он включал храм, стадион, гимнасии,
дом для приезжающих, концертный зал, театр. Архитектор Поликлет младший.
20.
Греческий театр - становится более востребовательным. Греческая драма
возникла из сельских обрядов, посвященных богу Дионису, сбору винограда.
Происходило во круг алтаря на священном участке танцевали, водили хороводы.
Это называется трагедия. Трагедия по-гречески песнь козлов.
Основные элементы греческого театра кругла в плане площадка. ОРХЕСТРА
- место для танца, алтарь, СКЕНА - палатка для переодевания, ТЕАТРОН -
места для зрителей, вмещало все население полиса (40-44 тыс. зрителей),
ПРОСКЕНЕЙ - площадка перед скеной для обращения актеров, место где хранился
инвентарь, место прообраза фае. Театр на естественном склоне холма, открытый
театр. Расслоение население по рядам, 1-ые ряды более нарядно обработанные
кресла.
|
.
страницы: |