|
Театр в Эпидавре
Архитектор Поликлет мл. 4 в. Нижняя часть 32 ряда 12 клиньев, верхний 22
ряда 12 клиньев. Диаметр 12 м.
Театр Диониса в Афинах
Возник в 6 в, завершилось строительство в 4 в. Расположен на склонах южного
склона Акрополя. 78 рядов зрителей. Вмещал 17-35 тыс. зрителей. Диаметр
археатра 19 м, большой - 85 м. С южной стороны примыкает портик.
Театр в Мегаполисе
Диаметр театрона 140 м. Вмещал зрителей 40- 44 тыс. зрителей. Сзади зал
для общественных собраний - ФЕРСИЛОН. Прямоугольник 66*42 м, для заседания
городского совета, вмещал 10 тыс. зрителей. Места поднимались уступами,
лучеобразная расстановка колонн, которые улучшают видимость.
Фимела
Зал культовой музыки. Архитектор Поликлет мл. В плане толос. Дорический
ордер по пропорциям приближен к ионическому. Легкий антаблемент. Фриз
более декоративный и пластичный. Черепичная кровля, на кончике крыши скульптура
Апротерии. Внутри коринфский ордер.
Храм Апплона в Бассах
Ордена изменяются в пропорции, назначении. Сочетание разных орденов. Перелом
в архитектуре. Строительство 430 г. до н.э. По типу периптер. Наружная
колоннада - дорический орден. В наосе приставные колонны - ионического
типа. Внутри наоса коринфская колонна. Архитектор Иктин. Капитель в виде
листьев аканта, абака имеет изогнутую форму.
Мемориальные сооружения
Строительство велось на Малоазиатском побережье, 353 г. до н.э. Строительство
задумал царь гос-ва Карии, входило в состав персидской империи. Мавсол
основал новую столицу галикорнас, территория современной Турции. На фасаде
9 ионических колонн. Эта гробница причислена к 7 чудесам света. В итоге
стало мавзолеем. Архитекторы Пифей и Сатир. Композиция строится по вертикали.
Нижний ярус состоит в виде цоколя 66*77,5 м. 2-ой ярус - на основании
возложены ионические колонны 9*11. 3-ий ярус - пирамендальное ступенчатое
(24 ступений) завершение, на верху мраморная скульптура Мавзола и Артемиды.
В цоколе находилась усыпальница. 2-ой ярус - частный храм. Мавзолей из
мрамора, высота около 50 м. Украшен скульптурой Скопоса. Имел 3 рельефных
фриза. Фриз находился в верхней части цокольного этажа, в интервалах между
колоннами, и вверху. Проявляется влияние восточной архитектуры. Композиция
более раннего периода Греции не дает вертикали. Грандиозный масштаб сооружения.
Ионическая колоннада расположена на 2-ом ярусе. Присутствуют черты римского
зодчества - ионический ордер, детали скульптур (эллинская школа). Это
сооружение характеризует зарождение новых отношений эллинистической монархии
по восточному типу. Статуи Мавроза и Артемиды хранятся в Британском музее.
Мавзолей был разобран на крепость.
Памятник Лисикрата
Появляется индивидуальность в архитектуре, внимание к деталям, формам.
Построен в Афинах. На вершине стоял бронзовый триглиф, крепился цепями
(использовался для священия, горел). Высота 11 м. Состоит из приподнятого
ордера. Основание прямоугольное на основании цилиндра. Крашен коринфскими
полуколоннами, черепичная кровля. По центру акратерий. Ордер применялся
по-новому - в сочетании со стеной, поднят на пьедестал, коринфский ордер
выходит наружу. Кобринская капитель не имеет аналогов.
15.
Архитектура эпохи Эллинизма (323 - 31 г. до н.э.)
Распространение Эллады на культуру гос-в. Сложность эллинизма состоит
в том, что оно имеет 2 корня - греческого и восточного. Расцвет 3 - 2
в. до н.э. Грандиозность, размах строительства. Велось активное строительство
новых городов. Новые города имели прямоугольную форму и рациональную планировку.
В александрии было основано 16 городов. Гос-ва соединялись сеть благоустроенных
сухопутных дорог. Облицовочные материалы более богаты. Новшество в градостроительстве.
Города складывались стихийно. Планировка регулярно построена перпендикулярно
осей улиц и квартал - гипподамова система. Эта система стала господствующей
при реконструкции старых и создания новых городов. Применятся, стала механически
- без учета рельефа. Акрополь перестал быть центром города. Центр города
образовывался заново на пересечении 2-ух улиц взаимно перпендикулярно.
На пересечении располагался общественный центр. Изменилось визуальное
ощущение улицы. Пространство улицы становится, видимо, ощущаемо и ориентировано
на главные улицы. Города обнесены стенами с башнями. Характерный город
периода эллинизма - ПРИМЕНА. Кварталы имеют разные размеры, В Приемне
от 35*47 м, до 17*18 м. Александрия имеет стенку главная улица имеет ширину
33 м, длину 7 км.
Распространенный тип жилища - ПЕРЕСТИЛЬНЫЙ. Вместо крытого прохода место
занимает прямоугольный дворик, окруженный галереями. Увеличивается число
помещений, изолированных от внешнего пространства.
Дом на о. Делос. Для украшения озеленяли, украшали мазайками, ставили
фонтаны.
Дом Массон на о. Делос 2 в. до н.э. Занимает место почти всего квартала.
Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики,
которые укрывали от солнца и от дождя.
Булевтерий - общественное здание, зал заседания городского совета. В Мелете
на п-ове малой Азии 2 в. до н.э. Вмещал 1500 человек. Композиция - прямоугольное
в плане здание, места внутри расположены один над другим, в центре место
для оратора. Перед Булевтерием открытый двор перистильный двор. Фронтально
зеркальная композиция, относительно оси симметрии. Орден применен в виде
пилястр, орден поднят высоко на уровень 2-ого яруса стены, оформлен мрамором.
Пилястры дорического ордена, 2-ой ярус ионические колонны. Входной портик
- коринфский орден. Фасад - дорические полуколонны. Дорогие отделочные
материалы - мрамор.
Башня ветров в Афинах середина 1 в. до н.э. На торговой площади на Агоре
в Афинах. Предназначена для водяных часов (внутри). Снаружи солнечные
часы. На верху флюгер в виде тритона, указывает направление ветра. 8 -ми
угольная в плане башня, сориентирована по сторонам света. Верхняя часть
- фриз с символическим изображением летящего ветра. Высота 12,1 м. Свободная
трактовка ордера, ордер превращен в деталь. Объем массивный. 2 входа.
Композиция строится на контрасте массивности и легких портиков. Ордер
не следует ранним канонам совмещал 3 вида орденов. Колонны не имеют базы,
массивные пропорции колонн, дорические каннелюры. Капитель ближе к коринфской,
с пальмовыми листьями.
На склонах холмов возникают камерные театры.
Татр в Приене начало 3 в до н.э. Вмещал 5 тыс. зрителей. Степени облицованы
мрамором, ступени выдалбливались в скале. Культовое строительство по художественному
содержанию не занимает такового места как в классический период. Влияние
оказывает местные традиции, новые градостроительные принципы. Храмы располагались
в городской застройке. Он ставится в глубине прямоугольного участка, который
окружен стеной. Фронтальное восприятие.
Мистериальный храм Кабиров на о. Самофраке. Середина 3 в. Простиль. По
деталям дорика. Пропорции - ионические традиции. Появление новых типов
связана с приспособлением к новым культам, условиям.
Сооружения монументальных алтарей
Алтарь Зевса в Пергаме 180 г до н.э. Стоит на отдельной площадке, окружен
ограждением, в глубине алтарь. Большая площадь. Размер - 30*28 м. Воздвигнут
на стилобате. Мощная лестница. Форма колоннады дает направление восприятия
и держит ось. 2 ионические колоннады, между ними глухая стена. Восточного
типа «храм», выполнен античными, греческими средствами.
Цоколь украшен фризом. Длина 120 м, высота равна колоннаде. Фриз выполнен
в технике высокого рельефа (барельеф), глубок по светотени, динамичен
по композиции. Рельеф выпукл на 3/4.
Эллинизм сделал достижения греческой архитектуры достоянием не только
народов средиземноморья, но и Азии. Архитектура эллинизма унаследована
Римом. Период архитектуры эллинизма показал возможность дальнейшего творческого
развития принципов, которые были заложены в греческом творчестве. Слабые
стороны - утрата больших общественных идеалов, отдельные композиционные
приемы в ордерных построениях утрачивает связь с породившими их традициями
и конструктивными началами.
Спецификой эллинистической архитектуры считается появление нового типа
общественных зданий - библиотек и сооружений научно-практического назначения.
|
.
страницы: |