|
Собор святого Петра в Риме
1503 г. План - центрально купольная композиция. Алтарь должен был помещаться
по середине, над местом погребения Петра. В плане собор - квадрат с наложенным
равноконечным греческим крестом. В центре огромный купол - равен диаметру
пантеона. Все остальные объемы - полукупола. Звонницы группируются около
купола. Полукупола и апсиды подчинены куполу. В плане пространство над массой
оно максимально расчленено. Устои небольшие, это вызвало сомнение, выдержит
ли купол устои. Ордерные колонны имели конструктивное несущие значение.
Постройку продолжает Рафаэль. Он разработал базиликальную форму плана. План
интересен тем, что соединяется центральное и базиликальное пространство.
После смерти Рафаэля строит Пируцце. Он возвращается к центрической схеме.
Усиливает пилоны и перерабатывает план. Собор строят долго. В 1534 Пируцце
и Антонио да Сангалло мл. Он вернулся к базиликальной форме. Пространство
расчленено. Этот проект раскритиковал Микеланджело. Антонио закончил южную
и восточную часть креста и перерыл. В 1546 Микеланджело назначается на должность
архитектора собора. В течение 17 лет строит собор. Возвращается к центричному
плану. Упрощает план. Усиливает стены, устои. Теряет единств пространства.
Отказывается от ордерных галерей, угловых компонил. Устанавливает единую
высоту всех частей здания. Единая высота ордерных коринфских пилястр, на
высоту в 2 этажа. Антаблемент классический. Аттик связывает части, дает
дополнительное освещение светом. Собор выиграл в единстве впечатления. Здание
- монументальное. Завершен куполом, диаметр 42 м, создан под влиянием конструкций
- состоит из 2-ух оболочек, нижняя - несущая, верхняя - для устройства кровли.
Купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело. В 17 в. Карло
Мадерна по настоянию духовенства выдвинул входную часть здания и переделал
главный фасад. Центральная часть с куполом отошла назад. Купол полностью
виден на большом отдалении от собора. Перед собором появляется овальная
площадь.
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
1530 - 1580
Снижается значение торговли. Торговое первенство переходит к Англии, Голландии.
Крупные феодалы землевладельцы, их поддерживают церковные организации.
Исчезают социальные достижения городских коммун. Флоренция восстала против
правления Медичей. Рим захвачен, ограблен немецкими и испанскими завеватилями.
Для борьбы с реформацией была восстановлена деятельность реквизиции. Испанский
двор задает тон в Риме. Идеалом человека становится высокомерные лица,
одетые в черное, консерваторы. Гуманисты испытывают гонение. Резкий перелом
происходит в ис-ве. Мастера уезжают из Рима. Микеланджело остается. В
архитектуре вносит элементы напряженности пластичности выразительности,
скрытой динамики.
Микеланджело
Комплекс Сан - Лоренцо во Флоренции
Микеланджело создает внутренне пространство новой сакристии, где находятся
саркофаги. Сам комплекс построен Брунеллески. Известна эта постройка как
капелла Медичей. Микеланджело решает облицовку формах близких Брунеллески,
к сведению белого серого мрамора. Он декорирует стену, служащую фоном
саркофагов. Архитектурная и скульптурная формы сливаются в единое целое,
они полны внутреннего напряжения. Верхняя часть обработана в виде 2-ух
симметричных валют. Фигуры изображены в напряженном состоянии. Эти фигуры
символизируют - утро, день, вечер, ночь. Эмоциональная выразительность
форм преобладает над тектоникой. Ордер трактован как элемент общего в
основе своего скульптурного замысла. Ордер в виде пилястр применен в виде
сдвоенных пилястр в нише.
В этом же комплексе Микеланджело оформляет библиотеку Лауренциана. Стены
возведены на Микеланджело. Ему предложили оформить пространство. Помещение
узкое, высокое с квадратным вестибюлем. В основу внимания Микеланджело
приходятся на оформление стен. М. Расчленяет стены на 2 яруса и обрабатывает
ордером в виде пары колонн, которые устанавливаются в глубокие ниши. Центральное
внимание привлекает лестница. Лестница состоит из изгибающихся маршей
и изгибающихся ступеней. Лестница 3-ех маршевая, из мрамора. Фронтон над
дверью разорван по середине. Применяют неполный антаблемент.
1536 М. Поручают благоустроить площадь, где начал основываться Рим -
капиталийский холм. Площадь Капитолия - формируется 3-я зданиями - в центре
находится палаццо Сенаторов, боковые - дворец Консерваторов и здание капиталийского
музея. М начал с того, что в центре площади поставил античную статую.
Использовал ордерные системы. В зданиях по 1-ому этажу встроены глубокие
открытые портики. Площадь насыщена античной скульптурой. Рисунок замощения
подчеркивает центр композиции, позволяет говорить о том, что М хотел создать
древнее значение Капитолия, как центра Рима. По главной оси центрального
здания расположена башня. На 2-ом ярусе ордер более крупный.
Антонио да Сангало (мл)
Палаццо Фарнезе конец 16 в.
Эта постройка завершает эволюцию ренесанского собора. В плане не претерпел
изменений - прямоугольное здание с внутренним двором. Изменены фасады
- отсутствует рустовка, применен для акцентирования углов и портала главного
входа. Вертикальное членение отсутствует. Стена гладкая, отштукатурена.
Четко выделяются горизонтальные пояса, опираясь на них расположены окна
с рифлеными наличниками античной эдикураты (ниша). Здание полностью свободно
от замкнутости. Размер окон во всех этажа практически одинаков.
Виньола
Он по заказу Папы Юлия 3 переделывает Виллу. Тип виллы изменяется из-за
изменеия функционального содержания, вилла становится местом загородного
отдыха, приобретает характер парадного, фронтального осевого сооружения,
раскрытого на окружающую природу. Строится осевая композиция уступами
спускается по холму. Создавая игру закрытый, открытых пространств на разных
уровнях
Замок Фаренца в Канраролле
Первоначально с средние века была крепость. Из замкнутой композиции делает
открытой. Выстроен на склоне холма. Он связывает сооружение на холме с
ландшафтом раскрывая лестницами. Строится по принципу фронтально осевой
композиции.
Церковь в Риме Иль - Джезу 1575
Главная церковь ордена иезуитов. Заканчивал строительство Джакомо дела
Порто. Эта церковь явилась завершающим этапом базиликальной церкви. В
плане убираются боковые нефы, устраивают капеллы. В целом здание имеет
продольную ориентацию. Пространство среднего нефа соединяется с куполом.
Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом. Фасад 2-ух ярусный, решенный
с помощью ордерной пластики. Повышенная часть фасада соединяется с нижней
валютообразным фронтоном. Возникает напряжение к центру. 2 фронтона вписаны
друг в друга. Акцентируется центральная ось
Джорджо Вазари Флоренция
Лучшее произведение - здание и улица Уффиции - это здание правительства
Медичий, сейчас это музей. Это здание входит в ансамбль площади Синьори.
Ширина улица 18м, длина 130 м.
Сансовино
Площадь Сан Марко Венеция
Здание библиотеки Сан Марко
Он расчищает пространство и выходит на набережную. Площадь приобретает
2-ух частное деление. Библиотека - 2-ух этажное, 1-ый этаж - галереи с
торговыми помещениями. Оформлено здание ордерными аркадами воспроизведенных
в ажурном, легком венецианском стиле. Скульптуры, рельефы на фризах. Арки
большие, легкие. Преобладает горизонтальное членение. Ритмичность построения
здания соответствует метрическому ритму дворца дожей. Башня - средневековое
по характеру здание. Для того чтобы связать башню с библиотекой Сансовио
проектирует и строит маленький павильон - ЛОДЖЕТА, богата украшена скульптурой.
Палладио
Веченции и Венеция - работал. Опирался на античное наследие. Ордерная
система стала исходной архитектурной композицией.
Базилика в Веченции
Ядро здания построено в 15в, как ратуше. Но было не достроено. Старое
ядро здания окружает галлерями в виде 2-ух ярусной аркады. Ордерная аркада
легкая, создает впечатление доступности, придается торжественность. После
построения здания архитектор был заказами.
Палаццо Кьерикати и Дель Капитанио
Открытые лоджии связаны с окружающим пространством, внутри двор остается.
Вилла Капре (ротонда)
1-ый пример светской, гражданской центрической постройки. Расположены
на холме. Центральный зал стал композиционным центром всего ландшафта.
Объем связан с ландшафтом 4-я портиками с лестницами.
Церковь сан Джорджо Моджоре в Венеции 1566
Фасад - 1 часть наложена на другую, трактует как 2 совмещенных объекта
античных храмов. Узкий высокий портик.
|
.
страницы: |