|
Основные схемы композиции храмов
1. Базиликальные церкви
Базилика Аполикария Нового в Равенне. Отличается простотой плана прямоугольное
пространство, вытянутое по продольной оси, разделено на 3 пролета - нефа
колоннами. Фасады простые, практически не украшаются. Интерьер делают более
выразительным, украшают. Внутреннее пространство самое главное. Ведущей
в архитектуре становится аркада, а колоннах. Пропорции колонн не вымеряются,
так как к Греции. Капитель грубо обработана, приобретает форму корзины.
Появляется ПУЛЬВАН (подушка). Расширяет конструкции между арками. Основное
средство оформления пространства мозаики. Мозаика стала средством оформления
стены. Мозаика выполнены фигуры, расположенные статично, в метрическом ритме.
Окна, фигуры, колонны направляют к алтарю. Золотой фон, фигуры одеты в белые
одежды, отличаются только лица. Изменилась религия. Восприятие божества
отличается, христианский бог не имеет материальной сущности. Ищут новые
средства изображения божества, мозаика дает возможность это сделать. Фигуры
двухмерны, статичны, графичны. Через эти фигуры выражено безразличие к материальному
миру.
2. Центральные купольные церкви (с куполами на 8 опорах).
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе 527 г. Предположительно автора
Анфиний и Исидор. Центричная композиция на 8 устоях. Основа - сильно развитое
подкупольное пространство. В центре 8-угольник вписанный в квадрат. Купол
на барабане и парусах. Полуциркульные ниши. Композиция воспринимается
центрично, имеет 2-ая композиционная ось. Роль интерьера ведущая, связана
с особенностями христианского ритуала, который проходит под куполом. В
композиции выявляются конструктивные элементы. Грубые корзиночные капители
обработаны резным рисунком. Фасады просты отштукатурены.
Церковь в Равенне святого Виталия.
526 г. Купол диаметром 16 м. Оформлен мозаикой. Колонны с капителями в
виде корзинок. Узор не повторяется. Тектоника ордера разрушена.
3.Купольная базилика.
Храм святой Софии в Константинополе.
532-537. При императоре Юстиане. Зодчие - архитекторы - Анфиний и Исидор.
Создали новое пространство, образ, конструкции. Сумели создать величайшее
здание. Должна была стать главным зданием Византийской империей. На главной
площади города. В основе функция - придворный храм. В центре кафедра (амвор)
под куполом. Появляется преграда. 2 центра - кафедра и алтарь. Огромное
пространство. За образец взятые римские сооружения - Пантеон, Базилика
Максенция 2. План - прямоугольник 74,8*69,7 м. Центрально пространство
оформляется 4-я пилонами, высота 23 м, связана подпружными арками. На
пилоны опирается купол диаметром 31 м, высота подъема 14 м. Изобретен
новый конструктивный прием - систему полукуполов. Полукупола связывают
базиликальныу основу с куполом не загромождая пространство, оставляя свободное
пространство. 5 куполов - КОНХА. Стало возможно создавать огромные пространства,
стоящих отдельно, но сливающихся воедино. Пространство главного нефа 1900
м2, пантеон - 961 м2. Несущая конструкция купола состоит из 40 ребер,
выполненных из пемзного кирпича, цемяночного р-ра, которые опираются на
кольцо. Несущие элементы - известняк. Стены тонкие до 1,5 м. Купол покрыт
свинцовыми листами. Фасады лишены декора («Небеса не имеют наружной красоты,
ощущаем изнутри», «Внутри бог, с наружи человек»). Интерьер - центральный
неф отделен от боковых аркадой на колоннах. Колонны выполнены из парфира
(красноватого камня) и мрамора. Верхняя часть стен покрыта мозаикой на
золотом фоне белые мозаики. Освещение - степень освещенности различный
частей интерьера продумана, «световой орган», каждая часть пространства
освещена по-разному. Степень освещенности нарастает к центру. Кульминация
под куполом. Купол кажется легким и парит. В основании купола между ребрами
сделаны окна. Прообраз всех христианских храмов последующего времени.
4.Крестово-купольные церкви
масштабы строительства падают. Переход к новому времени государство привел
к превращению гос-ва в среднего размера. Это привело к тому, что стали
развиваться местные архитектурные школы - греческая, восточная, константинопольская.
Возникает универсальный тип храма. Это создание крестово-купольной архитектуры.
Основу структуры образует квадрат с наложенным равно конечным греческим
крестом. В центре опоры, форма опор значения не имеет. Над средокрестьем
возводится купол. Купол поднимается на основание барабан и опирается с
помощью парусов и подпружных арок. С востока главный неф завершается полукруглой
апсидой, могут небольшими апсидами завершатся боковые. Ветви пространства
креста перекрывались цилиндрическим сводом. На боковые ячейки ставили
полукупола меньшего размера. Главный купол больше и выше. Обычно 3, 5
купольные композиции. Купол делался небольшим по размеру. Распор погашался
барабаном. Крестово-купольная ячейка - универсальный храм. Отвечает -
утилитарным целям, создает логично-конструктивную схему, единую композицию.
Освещались окнами в основании барабана, в стенах. С наружи храмы оформлялись
просто, могли оставаться в кладке на цемяночном р-ре или отштукатуриваться.
Внутреннее пространство богаче, чем наружное, сохраняются традиции. Нижний
ярус - мрамор, верхний - мозаика из мальты.
Церковь Каленьдер в Константинополе.
Небольшой объем, диаметр купола 8 м. Окна арочные.
Собор Марка (Сан-Марко) в Венеции 9 в.
5 купольная ячейка. Каждая из ячеек венчается куполом. Центральная ячейка
господствует над другими. Галереи покрыты маленькими куполами. В интерьере
господствует центральное пространство. Резной тип капители.
Поздний период.
Церковь апостолов (конец 13 в - начало 14 в) в Салониках 1312 г.
Отсутствуют большие церкви. Перестраиваются старые постройки. Крестово-купольная
система перестает быть ведущей. 3-ех нефная композиция, 5-ти купольная.
Купола плоские на высоких барабанах, высокие окна. Ступенчатая пирамидальная
композиция. Фасады решены из-за разной формы кладки. Окна в виде арок.
В оформлении появляются ниши. Кровля покрывается черепицей.
Выводы по Византии -
1. Архитектура Византии - образец творческой переработки греко-римского
зодчества в новых социально-политических условиях и в условиях новой хритсианксой
религии.
2. На этой основе Византийской архитектуры создала и довела до предельной
ясности новый тип храма позволившего собрать молящихся в одном зале создав
при этом новое ощущение христианского культа (т.е. пространство символизирующего
место поднебесном сводом)
3. Византиско крестовая купольная система послужила прототипом для развития
христианского храма на Руси.
4. В конструктивном отношении купольная система создала и усовершенствовала
систему перекрытия пространства облегченным куполом на парусах и столбах.
5. Были усовершенствованы и приобрели новые качества такие формы как аркада
на колоннах и художественные приемы витражи, фрески, мозаики.
Архитектура Западной Европы до романского периода (5-10 в)
Вытеснение жизнерадостности античности варварами. Происходила хрестионизация
ЗЕ.
Социально-эеономические условия -
1. Низкий уровень развития производственных сил. Низкий уровень развития
строительства техники.
2. Политическая раздробленность враждующих между собой городов.
3. В области мировоззрения абсолютное госпосдво христианской религии.
Отражение в архитектуре.
1. Ограниченность и примитивность архитектурных типов, грубость архитектурного
языка.
2. Упадок городов, преобладание крепостной архитектуры.
3. Преобладание культовой архитектуры (строительство монастырей).
В ранний период средневековья возводились деревянные и глинобитные жилища,
укрепление феодалов, небольшие по размерам церкви и кристильни (баптистерии)
соответствовала утилитарным функциям. Появляются монастыри. Состав помещений
монастырей - монастырские церкви, кельи, дом настоятеля - амбата, школы,
больницы, гостиницы, хозяйственные постройки. Всё это было за мощными
крепостными стенами. Монастыри возникали на пересечении поломнистических
путей. Развивались там где варварские племена быстрее пришли к завоеванию
новых городов. Франция, Германия, Северная Италия… - империя Франков.
3 столетия. Правят династия Меровингов. Период в архитектуре называется
меровингским (начало5 в). Строились королевские резиденции, монастыри,
церкви, жилые здания.
Гробница короля Теодориха в Равенне
Купол вытесан из монолита, диаметр 11 м, 10 гранное основание.
Дворец Теодориха в Равенне.
Начинается интенсивное строительство в каролингский период (751-987) Центр
гос-в перемещается в прирейнгскую область. Империя Карла великого. Воздействие
античности. Ахен - столица.
Капелла Карла Великого в Ахенне
Капелла - католическая часовня, небольшое отдельно сооружение или помещение
в храме для молитв одной семьи, для хранения реликвий в честь великих
событий. Создана по прообразу часовни Сан - Виталия, но более тяжелая
модификация образа. Центрическая композиция, многогранное основание, коническая
крыша, ведущий мотив - полуциркульная арка. Диаметр внутреннего пространства
15 м.
Зодчество аттонов 10 в, переходный период к романскому периоду. Образцом
служит базилика. Решен в форме буквы Т или латинского креста (трансеп
отодвигается к западу). Колокольни сливаются с объемом здания.
Церковь Кириака в Гернроде (конец 10в - начало 11)
3-ех нефная базилика с плоским балочным деревянным перекрытием. Трансеп
отодвинут к восточному храму. Колокольни слились с общим объемом здания.
Для оформления использован мотив полуциркульной арки. Использован аркатурный
пояс. Похожа на крепость. Стена среднего нефа очень тяжелая, чуть-чуть
прорезана на верху окнами. Тяжелые, массивные столбы. Непропорционально
большие капители.
|
.
страницы: |