|
Абатство Сен Дени (1137)
Перестроен нартекс базилики хор, и обходом с венцом капелл. За основу взят
крестовый свод, стрельчатая арка. ИЗ темной базилики получилось высокое,
светлое здание. Начальная готика в витражах используется красный и синий
цвет.
Собор в Лане 3-ех нефная базилика перекрыта крестовым сводом. Цилиндрические
опоры, стрельчатая арка. Верхняя часть стены уничтожена окнами. Появляются
большое круглое окно. В стене доминирует расчетная опора. Композиция фасада
- стремление преодолеть монолитности, достигается случайным нагромождением.
Нет четкой лаконичной четкости. Собор невозможно увидеть целиком.
Общие черты ранней Готики
Готические конструктивные системы применяли робко, сводится пока к разгрузке
стены, но недохидит до уничтожения ее. В трактовке внутреннего пространства
нет свободы и непринужденности, характерных для зрелой Готики. Нервюры
относительно громоски, во внешнем облике преобладают романские по характеристике
массы.
Собор Богоматери в Париже.
Нотер дам де Пари. 1163 - середина 14 в. Строительство велось несколькими
этапами. 5-ти нефная базилика. В плане 40*120 м. Высота сводов 32,5 м.
Общая высота башен 69 м. Вмещало 9000 человек. Имеется верхние галереи.
Пространство пока разделено. С востока полуциркульная линия обхода хора.
Трасепт незначительно выступает. Венец капелл встроен между контрфорсами.
Опоры ограниченного сечения, развит аркбутан. Опорный столб - это цилиндрический
ствол, с украшенными пропилеями, капители романского стиля. Опора имеет
разный композиционный ритм по ярусам. Арки имеют стрельчатое очертание,
но невысокое. В центральном нефе применены шестираспалобочные своды. Романский
стиль присутствует в фасадах. Западный фасад - контрфорсы открыты, стена
открыта. В фасад преобладают горизонтальные линии. 1-ый ярус - завершается
«галерей королей» - это арочный фриз, который образует ленту из фигур,
которые изображают родословную богоматери. 2-ой ярус - окно-роза в средней
части стены. 3-ий ярус - аркада из тонких колонн. Она не соответствует
внутренней структуре собора. Функционально несет карниз, по углам контрфорсов
расположены химеры. Общую композицию фасада завершают башни, тяжелые по
массе, облегчена декором по ребрам. Переход от горизонтали к вертикале.
Расположен на о. Сетэ на Сене. Южный фасад - средокрестье увенчано шпилем.
В это время строится много соборов, в городах Шартр, Реймс, Амьен.
Собор в Шартре (конец 12 в -середина 13 в)
Переход от ранней готики к зрелой. Увеличено пространство хора. Алтарь
перемещен к востоку, в глубину апсиды, трасеп отходит к западу. Трансеп
из 3-ех нефов. Боковые нефы сужены, что позволило улучшить освещение центрального
нефа. Опоры в виде цилиндрического столба с приставными колоннами. Опора
имеет единый композиционный ритм. Интерьер становится более общим, готическим
по характеру. Западный фасад - сохранились романские черты - 3-ех частное
деление, доминирует в композиции фасада стена, романские узкие окна, имеет
полуциркульное очертание. Собор имел 146 витражей. Высота по сводам 36
м.
Реймский собор
Закончен в 1311 г. Происходила коронация королей. Было много зодчих. 3-ех
нефное основание, пространство свободно вливается в хор. Единый шаг во
всем нефе. 3-ех ярусное членение по вертикале, длина 124 м, высота среднего
нефа 38 м. Интерьер без галерей. На фасаде остается горизонтальное членение
на 3 яруса, но господствует вертикальное членение. Вертикали перебивают
горизонтали. Окно-роза - диаметр 14,5 м. Фасад декорирован скульптурой,
кружево не скрывает конструкцию.
Амьенский собор 13 в.
Высота под сводами 42,5 м. План 145*61 м. По типу 3-ех нефная базилика.
Над средокрестьем башня со шпилем. Применен звездчатый свод. Устои наружных
стен минимальны. Пространство вынуто и заполнено витражами. В готическом
соборе человек маленький. Главное в восприятии пространства - душа вечна
и стремится вверх. Интерьер - пространство стало легким и единым. Опора
в нижней части расчленилась. Фасад - легок по структуре. Меняется расположение
галлереии королей, окон. Не теряет тектонической ясности. Этот собор воспринимается
всегда в ракурсе.
Капелла Сент-Шапель 1213 - 1248 Франция
Автор - Пьер Де Монтро. Однонефное, 2-ух этажная капелла. План 31*11 м.
Нижний этаж - для обслуживающая персонала. Верхний - для королевской семьи.
Не имеет развитых контрфорсов с арангутантами. В нижний части появляется
дополнительные колонны с видом арангутантов. Высота нижнего помещения
небольшая. Опоры и нервюры позолочены. Верхний этаж представляет собой
сплошной фонарь.
Собор Страсбург в Эльзасе
Развитый каркас, трех частное членение. План имеет пережитки романской
архитектуры. Трансепт придвинут к апсиде. Расчлененная структура пространство.
Средний неф - крестовый.
Поздняя Готика
Башня Сен - Жак в Париже начало 16 в.
Основные особенности архитектуры
1. Каркасная система начинает трактоваться не сточки зрения тектоники,
а сточки зрения декоративности.
2. Строители стремятся облегчить объемы и массы, стали зрительно растворять
в декоративных формах или маскировать зрительно.
3. Начинает применятся арки различного очертания, стрельчатая арка перестает
быть преимущественной, своды - звездчатые, сетчатые, веерные.
Аббатство Мон-Сен Мишель 11-15 в.
На острове.
Готическая архитектура Англии (12 - 15в)
Уэльский собор 13 в
Имеет большую протяженность по главному фасаду. Над средокрестьем квадратная
в плане башня. Трансепт на середине общего плана. Главный фасад оформлен
2-я башнями, но более тяжелыми по массе. Алтарная апсида имеет 3-ех частное
членение. Окно-роза не обязательна. Высота соборов меньше французских.
Крестовый свод.
Линкольнский собор 13 в.
Башня над средокрестьем и на фасаде равны. Свод крестовый, появляются
дополнительные нервюры - ЛИЭРНЫ. Учащается ритм нервюр.
Германия
В следствии политической раздробленности развитие готической архитектуры
запаздывает на столетие. Каркас выражен слабее, чем во Франции. Планы
проще, раздробленнее, чем во Франции. Окно-роза не обязательна.
Собор в Кёльне начат в 13 в, завершен в 19 в
К готической архитектуре относится нижняя часть. Высота среднего нефа
под сводами 43,5 м. Башни растут от основания вверх. 5-ти нефная базилика.
3-ех нефный трансепт. Расчлененная опора. Центральный неф освещен хуже,
чем в классической готике. Нет четкой трех частной структуры. Шпили венчаются
крестоцветом. Окно-роза заменена стрельчатыми окнами - витражами. Строительные
материалы в германии - применяется кирпич. Кирпичная готика - в северной
части Германии и Балтики. Возможность применения цветов, разнообразная
формовка, разные способы кладки.
Церковь Святой Екатерины в Бранденбурге
Церковь Святой Анны в Вильнюсе
Чехия
14 в подъем строительства.
Собор Вита
Мотье из Расса. Стоит на высоком месте. Крестовые своды, учащенные нирвюры.
|
.
страницы: |