|
Регулярный город-лагерь
Римские города строились по принципу город-лагеря. В основе город-крепость
лежала рациональная схема римского военного лагеря. Строился войсками на
стоянках. Играл важную роль в политике. Обносилось стеной, в плане квадрат.
Внутри разбивается на прямоугольные участки, где расположены палатки. 2
главные улицы - Декуманус и Кардо связаны 4-я воротами. Декуманус - ориентирован
заподно-восточном направлении, Кардо - северо-южное направление. Римские
города подобны военным лагерям.
Прямоугольный в плане город, обносился каменной стеной. Ширина улиц регламентируется.
Декуманус ширина 100 римских футов, или 30 м, Кардо 50 футов, 15 м. Эти
улицы лежали на дорогах соединяющие с Римом. Разница с эленистическим
городом состоит в том, что в композиции римских городов преобладает развитие
от триумфальной арки ворот к центру города. Въезды в город оформляется
триумфальной аркой. К центру примыкал форум. Колонны по сторонам улиц.
Имели символическое значение - служили монументальным выражением дороги-артерии
связывающая город с Римом. По пышности форм превосходит значение. Архитектура
улиц должна была соответственно обрамлять шествие.
Город Тимгад. 2 в. Планировочная ось на принципе военного лагеря. Территория
450*450 м.
Город - дворец Дио Клетиана в Салоне (Сплит) (территория нынешней Югославии).
Размеры 180*220 м. 2 взаимно перпедикулярные улицы. С юга море. Окружен
стеной с башнями. Во дворце - аркада по колоннам. Дворец может считаться
архитектурным прототипом храмов. Вытесняется колоннада с горизонтальным
элементом.
Комплекс Баалебс Состоит из нескольких храмов - самый большой - посвящен
Юпитеру, средний - Багху, круглый храм. Террасы расположены у храмов.
Храм стоит в глубине двора. Вход оформлен пропилеями, центральный пролет
шире и выше, оформлен аркой. Попадаем в Круглое помещение. Потом в перистильный
двор, высота колонн 19,6 м, диаметр 20,2 м. Малый храм по размерам равен
Парфенону.
Ранее христианская архитектура
Христианство зародилось на Востоке. Обострение в обществе противоречий.
Раннее христианство религия рабов и вольотпущенных. В 3 в н.э. Римская
империя переживает кризис восстание рабов, нашествие варваров. Самые 1-ые
христиане не создали своих зданий. Во 2 в христиане собирались у членов
общин в их домах. В 3 в собирались в специально купленных домах - церквях.
Пока своей архитектуры не было. Перелом начался в 4 в - Константин пытался
создать более прочную основу для гос-ва, он делает христианство государственной
религией. Издает миланский эдикт в 313 г. Этим эдиктом христианство введено
в государство. Христиане освобождаются от уплаты налогов. Образ Христа
становится небесным властителем, подобно Константину.
Простой обеденный стол заменен роскошно украшенным алтарем, который стал
центром литургического обряда. Начинается строительство церквей. Уничтожаются
языческие храмы. Церкви строятся по методу Базилики, редко центрическая
форма, для надгробных церквей, БАПТИСТЕРИИ (крещение). Алтарь ставится
на место пьедестала. Это как бы подчеркивало связь с богом и людьми. Базилика
была гражданским зданием. В базилики вершится гражданский суд.
Это здание претерпевает изменения - первоначально имело вытянутую форму,
с нефом. Средний неф шире и выше остальных, перекрывалось легкой двускатной
деревянной крышей. Усложняется обряд, что потребовало дополнительных элементов
атриев - в середине фонтан либо купель для крещения. Другое изменение
- добавляется при входе устраивается узкий притвор на ширину объема здания
- притвор. Сюда допускались оглашенные (люди не прошедшие крещения). Этот
притвор нартекс (двор при входе). При переходе от основного объема к алтарю
устраивается поперечный неф - он нужен для расширения алтарной части,
находясь между базиликой и апсидией - называется это место трансептой.
Вход оформлен триумфальной аркой, за которой находится алтарь. Фасады
были просты - отштукатуренные стены. Интерьер - прост по структуре, наряден
и торжественен.
Базилика святого Петра в Риме 5 в.
В середине 4 в признание культового значения креста. Это легло в основу
плана здания.
Имели плоский антаблемент, 3 нефа, 2 колоннады. Наиболее популярной становится
аркада по колоннам. Для ранних базилик характерно - голый интерьер.
Научное обобщение научной практики в Древнем Риме
В истории Римской культуры Август имел большое значение. Не были выработаны
жесткие каноны. Ощущается в архитектуре влияние греческих образцов. В
это время был написан трактат римского инженера - архитектора. Витрувия
- 2-ая половина 1 в до н.э., он служил в войсках Юрия Цезаря. В своем
трактате говорит о своем преклонном возрасте и скромном достатке. Его
трактат «10 книг об архитектуре», найден трактат во времена возрождения
в 15 в. С тех пор этот трактат заинетерсовал, что стал предметом исследования,
и переиздавался. На основе его трактат разработана античная теория ордера.
Там были найдены «идеальные пропорции». Этот трактат - это инцеклопедия
по архитектуре и инженера. Витрувий затрагивал темы - 1 книга - круг знаний
необходимый архитектору, классификация основных зданий и сооружений, основные
вопросы градостроительства и оборонительные сооружения, 2 - строительные
материалы, 3,4 - храмы и ордера, 5 - общественные сооружения, 6 - часные
дома и вилы, 7 - отделочные работы, 8 - вода питьевая и ее свойства, водопровод
и акведуки. 9 - прикладная астрономия, счет времени, устройство солнечных
и водяных часов. 10 - основы механики, подъемные механизмы, военные машины.
В общей теории важно понимание архитектуры как синтез 3 сторон - польза,
прочность, красота - это и есть формула Ветрувия. Именно в записи Ветрувия
есть основа знаний.
Византийская архитектура (4в)
В 324 г. Константин основал новую столицу на востоке - Новый Рим, получает
новое название Константинополь - это п-ов Район, один из лучших на земле.
Проходили все торговые пути. 660 г. до н.э. на этом месте существовало
греческое поселение - Византия. Империя разделилась на восточную и западную
часть. Константинополь растет и богатеет. 395 г. Римское гос-во официально
разделяется на восточную - Византийскую империю и западную - Римскую.
ЭКЗАРХАТ - город Равенна, архитектура соперничала с архитектурой Константинополя.
В 476 Западная часть распалась. В 1453 Распалась Византийская империя.
История Византии включает 3 периода - 1 - ранний период с начала 4 в до
середины 7 в, 2 - средний период от середины 7 в до начала 13 в, 3 - поздний
период от 13 в до 15в-1453. Византия - многоканальное гос-во, но ведущее
положение занимали греки, официальный язык латинский. Из многонациональности
складывается архитектурный стиль - синтез античных и восточных элементов.
Византийское общество обязано строительным приемам прим. на востоке, но
сформировалось стало оказывать мощнейшее влияние обратного порядка. Стиль
русской архитектуры имеет истоки Византийской архитектуры. Религия - христианство,
это государственная идеология. Обучение молодых людей зодчеству - Константин
издает указ и освобождает от налогов. Традиционность и слабо изменяемость
форм архитектуры. Византийская архитектура оказала огромное влияние на
архитектуру. Ведущий тип - храм. Композиция зданий усовершенствовалась,
и конструкции сводчатых перекрытий тоже.
Новое развитие в композиции храмов и их объемно планировочного решения
1 - базиликальные церкви, 2 - центрические купольные церкви (с куполом
на 8 опорах), 3 - купольная базилика, 4 - крестово-купольные церкви. Новые
конструкции. Не используют бетонную технику. Своды сложены из кирпича
или камня без использования деревянных конструкций, кладка велась отдельными
кольцами с наклонными рядами кирпича или камня. Чаще всего применяли парусный
свод и купол на парусах.
Парусный свод - сферическая поверхность образована путем пересечения этой
полусферы под прямым углом 4-я вертикальными плоскостями. Парусами называют
сферические треугольники возникающую при переходе прямоугольного плана
к окружности купола, а боковые контуры образовываются подпружными арками.
Подпружная арка - это вспомогательная арка, поддерживающая выше расположенный
свод, купол или участок стены.
Купол на парусах
Основной строительный материал - плоский кирпич - ПЛИНФА. Высота 51 мм,
ширина и длина 355 мм. Кладка велась слоями кирпича на толстомцемяночном
р-ре, толщина р-ра иногда больше ширины кирпича. Цвет цемяночного р-ра
- розовый. Иногда кладка из кирпича сочеталась с камнем. Фасада приобретали
полосатый характер. В кладку сводов вводилась пемза. Своды покрывали черепицей,
свинцовыми листами.
|
.
страницы: |