|
Французский классицизм 2-ой половины 17 в
Расцвет французского абсолютизма при Людовике 14. Людовик 14 являлся олицетворением
нации. При Мазарини Людовик правит сам. В арх-ре - 1 - стремление к рациональным
тектоническим ясным ордерным композициям, 2 - возрастает тенденция к единому
волевому началу в композиции - господствует ось подчиняющей себе здание
и прилегающей пространство, подчинение воли человека и самой природы преобразуемой
по законам геометрии («идеальный красоты»). 1667 создается академия арх-ры.
Французская академия арх-ры дала критическую оценку Барокко, неприемлемой
для Франция. Директором был Француа Блондель, написал Трактат «теоретический
курс арх-ры». Он сказал - «свойство божества - это геометричность». Было
обязательным - центральной оси всегда должен отвечать в объеме - выступ,
боковые крылья фасадов замыкали павильонами. От вертикальное членения постепенно
заменяется горизонтальным, с общей крышей, подчеркивалось горизонтальной
линией.
Лувр
1661 г Луи Лево приступает к завершению Лувра. В 3-ех новых дворовых фасадов
Лево повторяет западный фасад) с павильоном часов, Лемерсье). Для уличного
фасада предлагает свой вариант, но Людовику не понравился. Объявлен конкурс
на уличный фасад. Выиграл Клод Перро. Огромная на верху 2-ух этажная галерея.
Коринфские сдвоенные колонны. Центр выделяется выступающим фронтоном.
Мощное горизонтальное членение. 1-ый этаж - цоколь. Высота колонн 12 м.
Четкий ритм основан на простых математических соотношений и модуля. За
модуль берется нижний диаметр колонны. Он подчиняет себе все окружающее
пространство.
Во-ле-Виконт
Загородный дворец
Фуке приобрел поместье, перестроил. В 1661 приглашает Лево (здание), Леба
Рена (интерьер), Ленотра (парк). Ленотру принадлежит идея парка - осевая
композиция плоских партеров. Дворец стоит на главной оси. Объем дворца
тяжеловесен и барочен, не силился в единый организм с партером. Большие
высокие крыши. Природа геометризована.
Версаль
Комплекс состоит из - королевского дворца, корпуса для свиты, прислуги,
огромный парк примыкающей к дворцу с другой стороны примыкает к дворцу
город. Сам дворец в фокус которого сходится с одной стороны - ось парка,
с другой стороны 3 луча соединяющей Версаль с Парижем, центральный луч
- соединяет Лувр с дворцом. Дворец строил Лево, интерьер - Леберн, парк
- Ленотр. Дворец - сохранилось имеещеся ранее объем, вложил его в П -
образное здание. Фасады перестроены и расширены. Главную ось играет колоннада,
углы акцентированы, четкая ясная структура, колонны ионического ордера.
На фоне протяженной фасадов распалдогается ионические ордера. Четкое членение
по горизонтали - цоколь, 1 - этаж,… , балюстарты. Парк имеет глубину 3
км - это предельная видимость парка. Планировка Версаля - главным фактором
преобразования ландшафта служит ось дворца. Она символизирует безграничную
волю царствующего. Ось подчиняет себе элементы геометризованной природы.
Парк разбит на 3 части - партерная (плоские газоны), боскетная часть (группа
деревьев или кустарников посаженных в декоративных целях), лесопарковая
часть. Протяженность последовательно возрастает. Усиливается эффект перспективы.
Вся композиция арка подчинена главной оси. Ось начинается в центре дворца.
Ось пересекает партерную часть, держит её 2 больших бассейна. Далее по
главной оси пологий партерный спуск, длина 300 м, ширина 60 м - зеленый
ковер и рассекает баскетную часть на 2 половины. Затем по оси находится
широкий тополиный аллеи. Весь ансамбль парка ориентирован на запад. Все
аллеи, линии скрещиваются на главной композиционной оси.
Жель Ардуэн - Монсар
Королевский архитектор, внучатый племянник Франсуа Монсара.
В 70-ые годы увеличил дворец Версаля. Общая протяженность фасад увеличилась
в 3 раза. Появляются новые городские пространства. Возникают новые площади.
Вандомская площадь в Париже
Создавалась как фон конной статуи Людовика, выполнил статую Жерардон.
Геометрически правильный план. В основе четырехугольник с легка срезанными
углами. Размеры - 124*140. Площадь закрытого типа - Вандомская. Площадь
окружают одинаковые фасады на основе классицизма. Во времена Революции
статуя снесена. По приказу Наполеона поставленная колонна. Меняется характер
площади. Тонкая вертикаль предназначена для замыкание улиц.
Церковь Дома Инвалидов в Париже 1693 - 1706
Дом построен ар-ом Брюан. Монсар преобразил комплекс, построив собор.
Ясность, четкость центрического объема. Все подчинено куполу. В плане
квадрат. Общая высота сооружения 107 м. Ветви креста представляют собой
2-ух ярусный объем с колоннами. Купол состоит из 3 оболочек. Нижний купол
имеет большое круглое отверстие, через которое видно 2 купол параболической
формы с росписью, он подсвечен. Самый верхний - деревянная оболочка с
фронтоном. Желтые окна в окнах собора создают впечатление солнца.
Триумфальные арки
На въездах в город ставили триумфальные арки
Сен Арден. Однопролетная.
Сэн Мартен 3-ех пролетная.
АНГЛИЯ
Архитектурные формы классицизма начали зарождаться в 17 в. Основоположник
- Инго Джонс, построивший несколько особняков со строгими формами. Признаком
классических английских особняков, строившихся для аристократов и семейств
среднего достатка, являются прямоугольный план, симметричное строение
фасада, высокий парадный этаж и низкий верхний. Входы в особняки выделялись
портиками, по бокам их размещали обычно по 2 флигеля, соединенные с главным
зданием чаще всего крытым колоннадами, полукруглыми в плане. Пример -
здание Кельдстен Холла в дербшире, арх-ор Адамом.
Франция 18 в
Весь 18 в проходил в классовой борьбе. Абсолютизм выживал себя. Монархия
испытывала натиск Буржуазии. В старых королевских дворцах происходит переоформление
интерьеров старого на новый стиль.
Габриэль
Малый Трианон в Версале 1762 - 1768
Тип дворца приближается к аристократическому жилью. Монументальность здания.
Здание выдержано в старом стиле классицизма. Содовый объем имеет 2 этажа,
главный 3 этажа. 1 этаж трактован как цоколь, 2 - больше 1-ого, 3 - аттиковый,
завершает карниз. Замыкает перспектива аллеи.
Рококо во Франции
Это декоративный мотив в виде раковины. Это ис-во высших кругов французской
аристократии. Это стиль внутренних отделок аристократических салонах,
интерьерный стиль. Широко применялась живопись, резное дерево, лепнина,
в форме причудливой линии раковин, цветов, китайские, восточные мотивы.
Ламбри - роспись фризовой части стены. Применяются камины, маленькие,
как подставка под большое зеркала. Цвет - наиболее популярные - белый,
серый, золото, светло голубой. Это период расцвета особняков. Увеличивается
в численности мелкая буржуазия, начинается строительство 4, 5 этажный
домов, где квартиры сдавались в наем.
2,ая половина 18 в
Середина 18 в - начинается движение против монархии. Не ведется крупное
строительство. Классицизм распространяется по Европе более широко. Новые
рационалистические идеи - просветительство. Популярные идеи Руссо, выдвигает
тезис - «люди должны жить принципами рационализма, и вернуться к природе».
Простые, ясные, классические формы арх-ры. Садово - парковые арх-ры стараются
подражать природе, планировку сделать естественной. Такие парки стали
называться английскими. Основополагающие принципы ар-ры ось, симметрия.
Выходит книга Ложье «Опыт ар-ры», обосновывает рационализм в ар-ре. Книга
о - том для чего арх-ра была рациональна, она должна быть естественной.
В основе лежит конструкция простой хижины. Колонна должна быть поставлена
там, где она воспринимает нагрузку. Распространен большой ордер. Фронтон
должен быть опорой кровли. Основа красоты в пропорциях. Ар-ра становится
более человеческой, самосштабной. В это время как объект арх-ного воздействия
рассматривается город целиком. Выдвигаются идеи планы для всего города.
Значительное место в генеральном плане города занимают вопросы транспорта,
сантирное обустройство, торговля хозяйственно складские помещения. Создание
крупных градостроительных ансамблей.
Площадь согласия в Париже
Создавалась по проекту Габриеля в 50 - 60 ые года. Дальнейшие завершения
получила в первой трети 19 века. Площадь входит в качестве основного звена
образующий арх-ный центр Парижа. Габриель включил в площадь ансамбль Лувра.
Ось направлена с востока на запад, образуется Лувром, площадью согласия,
елесейскими полями и версалью. Лучевая система планировки. Площадь находится
на берегу Сены. Открытая площадь. С боку 2 симметричных объема министерства.
Границы определяются ранее существовавшим сухим рвом. Размер 254*140 м.
«Графическая разбивка» организуется с помощью балюстрад, скульптурных
групп, фонтанов. Партерная разбивка. Ось ограничивают 2 минимтсрества,
между которыми находится королевская улица. Ось закреплена 2-я фонтанами,
на пересечении 2-ух осей поставлен обелиск из Луксора. Улица между минимтсрствами
замкнута церковью Мадлен. Размер 60 м * 3 км.
Церковь Св. Женевы
1756 г, арх-ор Суфло. Место захоронения великих людей. Французский пантеон.
В плане крестовое основание. Западная ветвь оформлена портиком с круглым
ордером. Завершается куполом на барабане. Композиция стала гармоничной,
четко уравновешенной. Конструктивное решение - 3 оболочки каменные. Появляется
инженер Ронделе, решает вопрос о восприятии нагрузки купола. Он решает
задачу путем введения в кладку железной арматуры. Армокаменная конструкция.
|
.
страницы: |