|
МОСТ ЭЛИЯ или мост АДРИАНА - 134 г. до н.э. Он подводил дорогу к мавзолею
Адриана. Особенность - место в городском ансамблей, этот мост служит входом
в Мавзолей. Пролеты чуть больше 6 м, 7 пролета, 3 больших в середине, 2
малых по кроям. Ощущение величия и монументальности. В плане ось ориентирована
на центр мавзолея. Ширина 11 м.
ГАРДСКИЙ МОСТ - АКВИДУК. 3 яруса. В начале 2 в. н.э. Снабжал водой город
Нем. Длина водопровода 50 км, длина моста 275 м. Через реку Гард. Композиция
основана на 3-ех ярусной аркады. Главная роль - средняя аркада. Динамическая
ритмика в силу условий пейзажа. Боковые уклоны меньше, выделяется центр.
Нижний ярус не читается, верхняя на все протяженность акведука, средняя
- ведущая роль композиции. Архитектор применил особую систему расчета
- спропорционировал, взят определенный модуль - высоту клина арки и принцип
золотого сечения.
Римские ордера
За основу взяты греческие ордера. В римской архитектуре получает широкое
распространение коринфский ордер. Тосканский ордер - структура та же самая
что и у дорического, но ствол гладкий, имеет базу. Римляне пользовались
пьедесталом. Основные - римско-дорические и тосканский. Композитный ордер
в основном повторяется коринфский ордер, соединены элементы коринфского
и ионического, вверху капители, ниже листья. Раскрепованный ордер - колонна
выдвинута по отношению к стене вместе с находящиеся над нею частью антаблемента
и если есть пьедестал, то вместе с пьедесталом. Общая черта эволюции -
утрата конструктивного смысла. Желоб используется как декоративная деталь.
Фриз и архитрав из одной балки. Ордер начали варьировать со стеной. Ордерная
арка - на основе наложения ордера на арочный проем. Абрис арки обрамляется
архивольтом. Арка на колоннах арка, опирающаяся на колонны.
Триумфальная арка
Римское сооружение. Для прохода, проезда, это пьедестал для скульптуры.
Однопролетная триумфальная арка. Арка Тита. Построена в 81 г. Посвящена
победе в Иудейской войне. Воздвигнута на священной дороге ведущей на форум
- площадь, на самой высокой точки дороги. Высота 20 м. Из мрамора. На
верху - скульптурная группа - император с богиней победы. Общие размеры
близки к квадрату. Композиция четкая. Разделена на 3 части как по горизонтали,
так и по вертикале. Применен раскрепованный ордер в антаблементе и основании.
В первые применен композитный ордер. Соотношения гладких поверхностей
и декора гармонично. Композиция симметрична. Скульптурный декор сосредоточен
в архитектурном центре. На аттике в центре находится надпись. К 3 в. стали
сооружаться трех пролетные арки, колонны отделяются от арки. Средняя арка
превышает в высоту над боковыми. Колонны на пьедесталах.
Арка Сиптимия Севера построена в 203 г в Риме. Высота 23 м, из мрамора.
На верху скульптурная группа. Фасад кажется перегруженным по сравнению
с гладкой аттикой. Пьедестал обработан грубым материалом. Утрачена целостность.
Некачественный декор, центр арки не выделяется.
Арка Константина 315 г. Высота 20,35 м. Скомпонована из ранее снятых элементов.
Композиция - достаточно совершенна. Композиция ярко и четко организованна,
коринфские колонны, разделена на 3 части как по горизонтали так и по вертикале.
Принцип симметрии, как в целом, так и в частном. Центр акцентирован скульптурой
по бокам.
Арка Трояна в Тимагде (Северная Африка). Акцентрированны боковые части
арок. Заглублена центральная часть арки. Антаблемент ракрекован объединен
сигментообразным фронтоном.
Арка в Афинах Адриана на границе старого и нового города. Вместо массивного
аттики увенчана легкой колоннадой. Слишком большая ширина. Внизу арки.
Антаблемент разбивается врезанным архитравом.
Четырехстолпная арка - тетрапил На перекрестке дорог Арка в Тимгаде. Функция
- отметить центр, перекресток дорог.
Храмы
Прослеживается композиционное единство. Принципы - характерные черты этрусских
храмов, которые восприняли Римляне строго симметрично. Стремились к порядку
переосмысления, четкости, регулярности. Из греческого наследия выбрали
то, что не противоречит Риму. Распространенный тип храма - перерабатываю
периптер, что типичным становится ПСЕВДОПЕРИПТЕР. Колонны в виде приставных,
развит фасад.
Храм фортуне Вириес . 1 в. на бычьем форуме в Риме. Ионические колонны.
Стоит на высоком подиуме. Главная ось подчеркнута глубоким портиком и
лестницей. Боковые портики сведены на нет. Фронтальное восприятие. Стена
из туфа, колонны из травертина, разница между материалами скрыта под слоем
штукатурки. Высота антаблемента предельна.
Храм в Галие (Франция). 6 коринфских колонн по фасаду.
Храм Геркулесу на бычьем форуме. Композиция проста. Коринфские колонны,
высота 10 м. Вход с одной стороны.
Храм Пантеон. Храм всех богов. В Риме. Построен в начале 2 в. Зодчий -
Аколлодориз Домаск. При императоре Адригиансе. Круглая форма здания. Коринфские
колонны. Симметрии относительно центральной оси. Состоял из 3-ех частей
- купольная колоннада, входной портик имел лестницу из 5 ступеней, переходный
объем высоты ротонды, ширины портика. Перед Пантеоном дворик 110м, окруженный
колоннадой, вход в виде портика. В центре - триумфальная арка. Двор направляет
к фасаду храма. Воспринимаем фронтально. Ротонда - внутренний диаметр
43,2 м, высота купола 22 м. По фасаду 8 колонн, всего 16. Высота 14 м,
глубина портика 14 м. Фасад построен на контрасте цельного объема и глубокой
тени от портика. Распор купола определил толщину бетона. Толщина стен
6,3 м. Из стены убрана не работающая масса. Стена разделена нишами - ширина
8,9 м, глубина 4,5 м. Ниши перекрывались кирпичными арками. Арки связывались
между собой пилоном, малые арки связывают между собой большими. Задача
систем арок - передать распоры непосредственно на пилоны. 16 опор. Интерьер
- внизу колонны, дальше аттик, выше полусфера купола. Колонны служат масштабным
элементом. Купол расчленен кессонами. Внизу травертиновая крошка, потом
туф, выше пемза. 5 ярусов кессонов, верхний в 2 раза больше нижнего. Кессоны
облегчают купол, делают на 1/6 легче. Кессоны не доходят до верха купола,
оставив пространство для окна гладким. Окно диаметром 8,9 м - ОПАЙОН.
ЭДИКУЛАЙН - ниша со статуями. Окно для зримой оси композиции. Вокруг оси
вертится внутреннее пространство храма. Свет в центре, по краям полумрак.
Отделка из дорогих материалов. Фасад отштукатурен, нижний ярус - мрамор.
Во 2 в. начинает меняться религия. Появляются новые типы храмов. Храм
доступен для жителей. Статуи богов стоят по кругу. Пол из мраморных плит.
Важная - человек-герой (император, воин), человек - толпа. Отразилась
в архитектуре. Принцип толпы и хлеба - государственная политика. Принцип
архитектуры - во вместилищах важна формальная геометрическая симметрия,
симметрию невозможно воспринять одновременно.
Термо - (баня) - комплексы где люди находят занятие, отдыхают. Для народа.
Начали строить в Республиканский период - небольшие по размеру. К середине
2 в привело к усложнению архитектуры термо. Устанавливается состав помещений
- раздевалка (аподитерий), холодная баня (фригидарий), теплая (тепидарий),
горячая (кальдарий), парилка (лаконик). Массажи, бассейны. К началу империи
в Риме насчитывалось 170 терм. К 4 в. - 1000 терм. Рим имел 14 районов.
Императорская терма Тита. Имелся симметричный план, на главной оси основное
помещение.
Терма Трояна ориентированы помещения по сторонам света. Горячая баня -
юго-запад, холодная - северо-восток. Ориентация становится обязательной.
Терма Каракаллы, 213 г. 450*450 м. Вместимость 1800 человек. На склоне
холма. В 1-ом ярусе торговые помещения, 2-ой номерные бани. Ксиста - платформа
(квадрат). Главный корпус - 214*100м. Фасаду отштукатурены, интерьеры
отличались пышностью, облицовывались мрамором, парфитом, мазайкой. В интерьере
- фонтаны, скульптура.
Термы Диоклетиана 306 или 305. Меньше по размеру 316*356. Вмещал 3200
человек.
|
.
страницы: |