|
Барокко
17 - 18 в. Формы начал приобретать в конце 16 в. барокко по итальянки -
странный, причудливый. Художественный смысл слова Барокко получил в конце
18 в. Развивалось Б в европейский странах в 17 в. по 1-ую половину 18 в.
В 17 в в Европе обострились социальные формы. Общий кризис гуманизма и наступление
феодально-церковной реакции, которая выступала против научных открытий.
Ренессанс строился на гармонии мира, человек служил мерой всех вещей. Б
- противопоставления человека и мира, человек занимает не главное место,
растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, гос-ву. Основой
Б послужила классическая основа с ордерной системой. Типологический ряд
сооружений остался тот же самый. В архитектуре возрастает роль эмоционального
начала. Архитектурная композиция теряет черты гармонического равновесия.
Центрическая форма уходит, сменяется протяженным, круг становится эллипсом,
квадрат - прямоугольником. Стабильность и ясность композиционного строя,
уравновешенность сменяется сложным ритмическим построением движением масс,
многообразием пропорций. Главное в сознании архитектора - создать красивую,
представительную форму, перегруженную декоративными мотивами. Архитекторы
стремятся создать эффект неожиданности, пластичности. Б в архитектуре характеризуется
- приоритетом пластического начала над тектоническим началом. Несоответствие
внешнего и внутреннего пространства. Ордера рассматривались как элементы
декорирующие сооружение. Особое развитие получила монументальная скульптура
и монументальная живопись. В сооружениях Б живопись и скульптура не укладываются
в определенные рамки, они не подчиняются арх-ре, стараются «перекричать»
её. Это спор, борьба между друг другом отдельных видов искусств. Ведущая
роль в развитие архитектуре - церковь пытается поддержать свой престиж.
Возводятся многочисленные храмы, но оформляются эффектно.
Наиболее активным Римским архитектором был Карло Мадерна
Церковь Санта Сусана в Риме 1596 - 1603
Фасад следует системе церкви Иль - Джезу. Композиция фасада отличается усиленной
пластикой. Длина валют уменьшена, более напряжена к центру. Форма фронтонов
декоративная.
Собор святого Петра в Риме
Он достраивал. Сильно выдвинутый фасад.
Лоренцо Бернини
В соборе святого Петра делает нартекс, оформляет интерьеры храма. В центре
создана Сень, высотой 23 м, сложной формы, колонны витые из дерева, темное
дерево с позолотой. За сенью находится алтарь.
Создает площадь перед собором. Главное пространство - овальное, создает
ощущение подвижности. Оформлена колоннадой в 4 ряда тосканского ордера,
высота колонн 19 м, всего их 144. Глубина овала 280 м. В центре египетский
обелиск. Привязывает площадь к собору, 2-ая площадь трацепивидной формы.
Площадь Навона в Риме
На месте цирка (гиподрома) Вытянутое пространство, оно воспринимается
искусственно. В середине и по краям стоят фонтаны. Однопролетная композиция,
построена с помощью метода скульптора. В центре фонтан «четыре реки» символизирующего
стороны света. В центре египетский обелиск. В след за ансамблем Римского
Капитолия, здесь создается однонаправленная композиция площади, строго
регулярной осевой ориентированной на главный объект (церковь, фонтаны).
Церковь Сант Андреа аль Кверинале в Риме
В плане овал. В стенах встроены капеллы. Разворачивает длинный овал поперек
движению, кривизна стен позволяет ощущать пространство всегда по разному.
Нижняя часть стен декорирована ордером. Со стороны улицы объем закрывается
другим объемом. Изогнутая стена на фасаде, стена становится мягкой. Доминирует
в интерьере - купол с окнами в основании. Купол - овальный. Видно ребра
купола, купол кесонированный 6-ти угольной формы.
Франческо Боромини
Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтано в Риме
У 4 фонтанов. Форма позволяет придать всем стенам волнообразность. Практически
нет прямых стен. Венчается постройка овальным кесонированным куполом с
отверстиями. Антаблемент извивается. Бронини лепит фасад. Главное в его
работах создание впечатления. Фасад 2-ух ярусный, используют портики.
Завершение - карниз развернут, изогнут. Использованы почти полные колонны,
полная колонна приставлена к зданию. На фасаде появляется медальон.
Церковь Сант-Аньезе ин Агоне в Риме
На площади Навона. 1652 - 1657. 2-ух ярусный фасад с использованием портиков.
Купол имеет более сложную форму. Купол на парусах.
Церковь Сант Иво в Риме
Фасад изогнут. Арки с прямым антаблементом сочетают с изгибибающей стеной.
Ось закреплена. По одной колонне не ставится.
Райнальди
Санта Мария Ин Каппители
Высокая 2-ух ярусная стена. Композиция строится на 2 портиках, то впадающих,
то выпадающих. Имеет искусственную усиленную перспективу. Организирующий
момент - ось симметрии. Завершение - компонованные фронтоном. В интерьере
пластичность, сочность, каждая деталь повторяется, усиливается. Мощные
раскреповки.
Санта Мария Маджоре
В композиции фасада играет роль лестница, в плане имеет форму овала. На
площади стоит обелиск.
Градостроительство Барокко
Город начинает рассматриваться как единый организм.
Въезная площадь делла Пополо и ансамбль Испанской площади.
Архитектор Доменико Фонтано. Приступил к реконструкции Рима. Развивалось
3 направлениях - к собору св. Петра, к средневековому городу и к площади
Испании. Впервые в истории градостроительства применена 3-ех лучевая система
улиц - «Римский трезубец». Это исходный пункт композиции. Приобретает
форму овала. На противоположной стороне площади ставится 2 одинаковые
церкви, акцентируют начало лучей. В центре обелиск, к которому стремятся
лучи.
Площадь Испании (Испанская лестница)
Исходными позициями арх-ры Б было ансамблевое мышление. Основа метода
- объединение составных частей ансамбля средствами выраженной регулярности.
Подчинение составных частей ансамбля главному объекту, который выделяется
и своими масштабами и пластической выразительности форм. Перепад 25 м.
Наверху церковь св. Троицы. Внизу фонтан работы Бернини. В начале 18 в.
соединяют объекты в единый ансамбль. Делают лестницу. Построена Санктистом
по рисункам Спекки. Главным объектом является церковь. На лестнице имеются
скульптура. В центре обелиск.
Палаццо
Палаццо Барбенини в Риме
Арх-ры - Модерн, Бернини, Боромини. Усилен декоративный элемент. Вместо
замкнутых объектов, трактуется как открытая форма. Четко выявлены диктат
композиции. Элементы распределены динамически. 1 эелемнт парадный двор
- курдонер. Крылья здания выдвинуты вперед. Сквозная ось связывает в единое
целое курдонёр перед главным фасадом в сложное внутреннее помещение и
пространства сада. Фасад - стена легкая, окна огромные. Фасад представляет
собой 3-ех ярусную аркаду. Внизу тосканский, выше ионические, коринфийский
ордера. Интерьеры пышные, богато декорированы.
Палаццо Кариньяно в Туриме
Арх-р Гварино Гварини. Трактован как открытая форма. В традиционную схему
вносит элементы неожиданности. Центральный объем представляет собой как
вставку призматического объема. Главное организующие средство композиции
- ось симметрии, на которую нанизаны элементы. Детали фасада играют большую
роль. Стена приобретает волну. Пилястры не гладкой фактуры.
Церковь Сан-Лоренцо в Туриме
Гварини. Завершается куполом. Пропускает волны света, искажается пространство,
создает эффект иллюзорности, неожиданности. Образ существую отдельно от
формы породившего этот образ. В основе лежит готический каркас.
Капелла Санта - Синдоне
Конструкция купола свето прозрачна. Конструкция создает сложный образ.
|
.
страницы: |