|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Наряду с традиционными материалами — камнем, кирпичом, деревом — он осваивал новые строительные материалы — стекло, металл, железобетон, и его достижения в этой области выдающиеся. Райту было свойственно и использование органических форм. Примером тому служат колонны в интерье ре конторского здания фирмы «Джонсон», напоминаю щие стебли растений, форма раковины в здании музея Гуггенхейма, сетчатый его потолок в виде паутины. Стремясь оградить себя от натурализма, он писал: «. . . органическая архитектура — это архитектура «изнутри наружу», в которой идеалом является целостность, мы не употребляем слово «органическая» в смысле «принадлежащая к растительному или животному миру». В доме над водопадом (рис. 27), Западном Тейли-зине (рис. 28), в здании музея Гуггенхейма (рис. 29) он сумел наиболее ярко отразить то понимание органической архитектуры, которое соответствовало XX в., его строительному и научно-техническому уровню. Таким образом, при явных достижениях Райт скорее всего развивал концепцию романтизма, несколько отойдя от усиленного внедрения биологических знаний в архитектурное творчество, наметившегося в XIX и XX вв. К тому же, критикуя отречение от достижений научно-технического прогресса, сам он зачастую не принимал эпоху индустриализации. Ле Корбюзье удалось в большей степени объединить в своем творчестве биологические и технические начала, подняться над уровнем традиционных представлений «органической архитектуры» и приблизиться к уровню бионических принципов архитектуры. Говоря об архитектуре и градостроительстве, Ле Корбюзье редко использовал понятие «органическая», тогда как понятие «биология архитектуры» в его рабо тах встречается часто. Эти два понятия он не противо поставлял. Определение 'органический», сказанное по отношению к объекту, созданному человеческими рука ми; значило для Ле Корбюзье высшую его оценку. И все же отход от столь популярного понятия был созна тельным, в этом проявилось желание Ле Корбюзье выйти на новый уровень общения с природой (рис. 30 — 32). Живая природа привлекала Ле Корбюзье, Он писал: «Мои детские годы протекали среди природы и друзей. Мой отец внушил нам культ гор и реки, которые образовывали наш пейзаж.^ Гигантские горизонты были нашим кругозором. Я знал, как сделаны цветы изнут ри и снаружи, форму и цвет оперения птиц и почему деревья сохраняют равновесие в горах во время бурь» [42]. В творчестве Ле Корбюзье взаимосвязь архитектуры и природы проявлялась в двух аспектах: природа была объектом его исследования как биологическая среда людей и неисчерпаемый источник принципов, необходи мых для создания и организации предметного мира. Он очень наглядно представлял графически связь трех компонентов: природы, человека и предметного мира. На его рисунке, с одной стороны, человека пронзает острие конуса-природы, раскрытого в бесконечность, его содержание переходит в человека; с другой сторо ны, конус открывается в бесконечность - в человечес кое творчество. Исходя из того, что человек — «продукт природы», «продукт вселенной», Ле Корбюзье считал необходи- мым ввести природу в жилище и на производство. Его исследования проблем среды являются одной из самых ярких страниц теории современной зарубежной архитектуры. Кажется, нет ему равных по разносторон ности анализа кризиса окружающей среды, определе нию его причин и последствий и по множеству предло женных решений выхода из кризисной ситуации. С на чала 20-х годов Ле Корбюзье занимается поиском веду щих экологических принципов. Он определил их понятием «основные радости»: «Солнце, пространство, зелень — три столпа нашей доктрины» [32]. На основании этих принципов у него сложилась концепция «лучезарных городов», которую он внедрял в своих сооружениях и сотнях градостроительных проек тов. Ле Корбюзье постоянно подчеркивал, что пробле му дегенерации окружающей среды нельзя решить при помощи распространения цветочных мотивов. Он видел спасение не в органическом орнаменте, а в экологичес ком подходе к этому вопросу. Реформу архитектуры нужно проводить изнутри, она связана не только с внеш ним видом объектов. Новые научные методы, исследо вания и открытия естественных наук требуют отказа от поэтики прошлых времен, часто основанной на поверхностном и мистическом подходе к природе. Следует выработать научный подход к природным явлениям, так как на вопросы архитектора наука сейчас дает тысячу ответов. Понимание архитекторами природы должно воплощаться не в декоре, а во всей системе архитектурной организации. Эту идею он воплотил в вилле Савой, капелле Роншан, павильоне Филипс, в по стройках Чандигарха (рис. 33—35). Он приводил несколько примеров созданных чело веком предметов столь совершенных форм, что над ни; ми оказались не властны ни время, ни технический прогресс, — форма ножа, колеса, топора, лыж, гондолы, бутылки. Это подтверждает его идею о том, что произ ведения человеческого творчества подчиняются и эво люционным правилам, действующим в живой природе, и достигают функционального совершенства путем улучшения и качественного отбора. Идеи/представленные мастерами искусства прошлого, нашли благоприятную почву в последние десятилетия. В начале 60-х годов в различных частях земного шара возникают архитектурные направления — метаболизм, аркология, биотектура, биоурбанизм, архитектур ная бионика и другие, которые за основу брали биологические процессы формообразования и жизнедеятельнос ти организмов. Их доктрины выражают сущностные процессы современности, связанные с экологическим и энергетическим кризисом, они являют собой опреде ленный этап в двухвековом развитии органической архитектуры. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |