|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Бионические принципы в архитектурной практике ярче проявились в послевоенный период, в конце 40-х годов (работы итальянского инженера ПЛ.Нерви). Тогда возникла особая необходимость поиска таких конструктивных решений, которые дали бы при большой экономии материала и облегченной массе конструкции максимальный эффект прочности, устойчивости, надежности (принцип минимакса) и одновременно красоты. П.Л.Нерви своими произведениями убедительно доказал возможность использования законов живой природы (рис. 40, 41). Принцип мини-макса получил особое развитие в работах Ф.Отто (ФРГ) и его учеников в конце 50-х — начале 60-х годов (рис. 42). Экономия материала в строительных конструкциях и одновременно использование всех их возможностей для перекрытия больших пространств с целью массовых организаций общественных процессов (тенденции демократизации жизни) были ответом на требования послевоенной эпохи. Оказалось, что многие вопросы архитектуры и конструирования невозможно было решать без помощи жи вой природы. Сюда относятся использование в архитектуре оболочек-скорлуп со сложными, криволинейными поверхностями, не освоенными математикой; создание сложных комплексных форм с тесно связанными между собой структурными элементами, логику организации которых не придумаешь просто так из головы, а вместе с тем это — формы, хорошо обеспечивающие всеусложняющиеся жизненные процессы. Особенно большую услугу живая природа могла оказать архитектуре в решении проблемы индустриализации и ком бинаторики типовых индустриальных элементов (здесь во многом помогли исследования французского инженера Робера Ле Риколе, постройки Б.Фуллера, М.С.Туполева и др.). Конечно, единению архитектуры и биологии способ ствовали не только чисто практические соображения. По-видимому, этому способствовали и глубокие психо логические факторы. Желание уравновесить нарастающий «вес» техники, индустрии в архитектуре, угрожаю щий смыть всякие проявления эмоций в эстетизирован ном контексте архитектуры, также направляли на поиски возможных вариаций форм в живой природе - единственной пока субстанции, не считая искусства, которая смогла гармонично соединить рациональность и красоту, утилитарное и прекрасное. Тенденции развития архитектурных и конструктив ных форм, не связанные с преднамеренным исследова нием законов живой природы, вели также на смыкание («конвергенцию») с формами живой природы. Незави симо от воли их создателей они стали напоминать фор мы и конструкции живой природы, например работы
Рис. 40. Интерьер главного зала Туринской выставки, Италия, 1948 г . Пролет 98 м . Инж. П.Л. Нерви. Природный аналог — лист экзотического цветка Виктории регии (микроструктура)
мексиканского инженера Ф.Канделы, который, по его словам, пользовался аналитическим методом в процес се поиска конструктивных форм и др. И это тоже понятно — новые произведения ума и рук человеческих функционально стали приближаться к формам живой природы благодаря своему совершенст вованию (рис. 44). Вместе с этим процессом углубля ется мировоззренческое и образное представление о целостности всей земной системы, о единстве живой природы и архитектуры, обусловленных функциональ ными (содержательными) элементами сходства.
Рис, 43. Оперный театр в Сиднее, 1960-е гг. Архит. Утцон Современные законы жизни в связи с ее сильной диф ференциацией требуют их комплексного, системного освоения в архитектуре и научной методике. Отсюда и обращение к живой природе, в которой системность/ целостность отрабатывались неизмеримо дольше, чем в архитектуре. Таким образом, проблема экономии, стремление к максимальному эффекту с затратой минимальных средств, необходимость комплексной организации жиз ни и создание гармонично развивающейся эстетически полноценной материальной среды, к которой была бы подключена и биосфера, наличие технических средств реализации идей на практике заставили зодчих обратиться к живой природе. В Советском Союзе в связи с плановым ведением хозяйства и тенденцией градостроительного подхода к решению вопросов архитектуры существует благо приятная почва для использования всех тех преиму ществ, которые может дать архитектурная бионика. Особо это касается следующих, еще не получивших своего полноценного воплощения в архитектуре и гра достроительстве моментов: единства формирования всех сторон архитекту комплексного управления развитием градострои создания научной основы для прогнозирования организации гармоничной искусственной и при
Рис . 44. Мост в Потенце , 1970- е гг . Инж . С . Мусмечи . Массовая застройка является проявлением высочай шего гуманизма процесса демократизации. Элементы же ее однообразия — это следствие далеко несовершенной индустриальной базы строительной технологии. Думает ся, что и в этом вопросе архитектурная бионика может оказать существенную помощь. Внутренний, сложный процесс формирования систе мы живой природы отражается на ее формах, приобретающих «тонкую» филигранную структуру своего строения, что, к сожалению, редко можно сказать о современных нам архитектурных формах. Наслаждаясь красотой природных форм, трудно представить, что она является производной в основном утилитарных процессов, происходящих в живой природе. Думается, что одной из причин упрощенности современных архитектурных форм служит недооценка влия ния объективных факторов, формирующих архитектуру, на ее эстетические свойства. Без глубокого освоения функционально-утилитарного содержания архитектуры, воплощающего всерастущее разнообразие потребностей человека и образного представления о мире общественном, живом и физическом, вряд ли можно говорить и о высоком художественном содержании архитектуры. Эта мысль не отрицает подключение субъективного механизма архитекторов, ассоциирующих значительно шире духовный мир и выводящий архитектуру из сферы ее внутренних потребностей на арену большого искусства. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |