|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Симон Швенденер стал основателем учения об архитектонике растений. Он подошел к этому вопросу как инженер, применяющий свои знания к раскрытию механической работы растений. В своей книге «Das mecham - sche Prinzip im anatornischen Bau» («Принципы механики в живых структурах») ( Leipzig , 1874) он пишет: «Растение строит себя, несомненно, по тем же правилам, по которым и инженеры строят здания, но Только его техника гораздо тоньше и совершеннее . . .Кроме более тонкой техники «самопостроения», растительный мир располагает лучшим строительным материалом: целлюлоза гораздо легче, чем мягкая сталь, не уступает ей пр прочности в пределах упругости». Советские ученые биолог В.И.Талиев и инж. В.Ф.Раз-дорский не только развили учение С.Швенденера, но и поставили его на новую ступень, связав с шагнувшим далеко вперед строительно-техническим делом. Их тру ды, написанные в духе материалистического понима ния связей живой природы с инх<енерным делом, представляют собой синтез инженерно-строительной и биологической наук [35, 36] . Эти работы стали одним из источников развития в Советском Союзе теоретических взглядов в области конструктивного раздела архитек турной бионики 2 , Интерес к бионическим конструк циям не был потерян и периодически пробуждался в делах и мыслях советских инженеров (проф. И.П. Прокофьев, проф. Н.В.Никитин и др.) (рис. 36—38). Прокофьев, например, в свое время говорил, что позвоночник лошади — интересная балка, которая ждет своего исследователя. Исторический очерк показал, что архитектура всегда содержала в себе проблему органической (зачатки бионической) связи с природой. Не случайно известный швейцарский историк и теоретик архитектуры Зигфрид Гидион, разделяя в архитектуре «организующие» и «преходящие» элементы, отнес «взаимосвязь архи тектуры и человеческого жилища» (понятие которого вполне можно в данном контексте расширить) к «ор ганизующим элементам» [36, с. 38]. В отношении связи архитектуры и живой природы нельзя сказать: она может быть или может не быть. Архитектоника в данном случае — не совсем точное название данного направления науки, так как предметом науки была строительная техника природы. 2 Автор исследования использует указанные труды в своей работе.
Рис. 36. Телевизионная башня в Останкине, Москва, 1967 г . Инж. Н.В. Никитин. Архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский (фото Л. Кучинского). Природный аналог — ствол сосны (фото Ю. Лебедева)
Эта связь неизбежна. Живая природа, как в биогеоценозе, так и в отдельных ее проявлениях является частью архитектуры, а архитектура — частью природы. Даже в том случае, когда архитекторы создавали, казалось 5ы, далекую по форме от живой природы архитектуру (например, работы Мис ван дер роэ), они держали в своем сознании идею ее художественно осмысленного противопоставления живой природе, что является обратной стороной того же самого вопроса взаимосвя зи архитектуры и живой природы и ведет в итоге к син тезу с ней. Создавая геометрически четкие прозрачные формы из стекла и металла. Мисс ван дер роэ, например, тесно связывал интерьер с экстерьером — с при родным окружением. И в принципе он не отрицал та кую связь, а наоборот, стремился к ней. Не случайно он писал; «Все больше и больше овладевает бетон и сталь современным строительством. В связи с этим все больше жела ние людей внести в свой интерьер кусочек природы . . . Древний, созревший в свету, на солнце, в воде кусочек дерева . . .» Рис. 39. Модель памятника. Инж. Э. Торроха (Испания). Общий вид Проблема взаимосвязи архитектуры и живой природы в течение веков осмысливалась теоретически. Однако научной, последовательно методической основы связи архитектуры с живым миром не было создано. Архитектура, биология, строительная техника, овладе ние законами гармонии живой природы шли своими путя.ми в деле познания биоструктур. Они могли сой тись (не случайно) на новом уровне развития науки и техники. Но история накопила богатый материал и выразила свое отношение к связи архитектуры, техники и приро ды. Она подготовила рождение архитектурной бионики. История заложила основы и той структуры архитектурной бионики, которая совершенствуется и развива ется в наше время, а именно: 1) исследование организации функционирующего 2) изучение конструктивно-тектонических систем жи
вой природы и «технологии» их формирования (в том разработка вопросов, связанных с организацией эстетическое освоение законов живой природы О содержании этих направлений будет более подроб но сказано далее. Остановимся кратко на причинах возникновения архитектурной бионики в современной (хронологи чески) архитектуре. Не очень легко установить временное начало появле ния таких архитектурных форм, в которых бы зазвучали бионические идеалы. Однако после архитектуры модерн, где живая природа находила свое выражение не только в отдельных элементах зданий, но часто и в их материально-конструктивной и функциональной структурах, наступила в этой сфере полоса практического затишья, но не бездействия. Шло накопление ма териала. Этот материал в произведениях различных ма стеров использовался, как известно, по-разному и в разное время. Особым путем развивалась «органичес кая архитектура» и ее ветви. Перед второй мировой войной имели место отдель ные проявления практической бионики: радиобашня В.Г.Шухова в Москве (1921); купол Планетария в Москве (1929), конструируя который авторы использовали геометрию формы скорлупы птичьего яйца; трибуны ипподрома в Мадриде и другие архитектурно-конструктивные формы, созданные испанским инженером-архитектором р.Торрохой в 1930-х гг. (рис. 39) и «по своей конструкции напоминавшие органические элементы природы» и т.д. [37] . |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |