arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Симон Швенденер стал основателем учения об архитектонике растений. Он подошел к этому вопросу как инженер, применяющий свои знания к раскрытию механической работы растений. В своей книге «Das mecham - sche Prinzip im anatornischen Bau» («Принципы механики в живых структурах») ( Leipzig , 1874) он пишет: «Растение строит себя, несомненно, по тем же правилам, по которым и инженеры строят здания, но Только его техника гораздо тоньше и совершеннее . . .Кроме более тонкой техники «самопостроения», растительный мир располагает лучшим строительным материалом: целлюлоза гораздо легче, чем мягкая сталь, не уступает ей пр прочности в пределах упругости».

Советские ученые биолог В.И.Талиев и инж. В.Ф.Раз-дорский не только развили учение С.Швенденера, но и поставили его на новую ступень, связав с шагнувшим далеко вперед строительно-техническим делом. Их тру­ ды, написанные в духе материалистического понима­ ния связей живой природы с инх<енерным делом, пред­ставляют собой синтез инженерно-строительной и био­логической наук [35, 36] . Эти работы стали одним из источников развития в Советском Союзе теоретических взглядов в области конструктивного раздела архитек­ турной бионики 2 , Интерес к бионическим конструк­ циям не был потерян и периодически пробуждался в делах и мыслях советских инженеров (проф. И.П. Про­кофьев, проф. Н.В.Никитин и др.) (рис. 36—38). Про­кофьев, например, в свое время говорил, что позвоноч­ник лошади — интересная балка, которая ждет своего исследователя.

Исторический очерк показал, что архитектура всегда содержала в себе проблему органической (зачатки био­нической) связи с природой. Не случайно известный швейцарский историк и теоретик архитектуры Зигф­рид Гидион, разделяя в архитектуре «организующие» и «преходящие» элементы, отнес «взаимосвязь архи­ тектуры и человеческого жилища» (понятие которого вполне можно в данном контексте расширить) к «ор­ ганизующим элементам» [36, с. 38].

В отношении связи архитектуры и живой природы нельзя сказать: она может быть или может не быть.

Архитектоника в данном случае — не совсем точное название данного направления науки, так как предметом науки была строительная техника природы.

2 Автор исследования использует указанные труды в своей работе.

Телевизионная башня в Останкине, Москва, 1967 г . Инж. Н.В. Никитин. Архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский Природный аналог — ствол сосны (фото Ю. Лебедева)

Рис. 36. Телевизионная башня в Останкине, Москва, 1967 г . Инж. Н.В. Никитин. Архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский (фото Л. Кучинского). Природный аналог — ствол сосны (фото Ю. Лебедева)

Велотрек в Крылатском, Москва, 1980 г . Архитекторы Воронина Н.И., Оспенников А. Г., Гагкаев А. К.

Рис. 37. Велотрек в Крылатском, Москва, 1980 г . Архитекторы Воронина Н.И., Оспенников А. Г., Гагкаев А. К. и др. Конструкторы Ханджи В.В., Родиченко Ю.С., Бородин В.А., Лисицын . И.В., Савицкий М.В. Лист дерева вяза (фото Ю. Лебедева)

Универсальный спортивно-концертный зал в Ленинграде, 1980 г.

Рис. 38. Универсальный спортивно-концертный зал в Ленинграде, 1980 г. Элемент натяжения у опор кровли из стальной мембраны (фото Ю.С. Лебедева) и природная мембрана, развивающаяся по принципу формирования минимальной поверхности

Эта связь неизбежна. Живая природа, как в биогеоцено­зе, так и в отдельных ее проявлениях является частью архитектуры, а архитектура — частью природы. Даже в том случае, когда архитекторы создавали, казалось 5ы, далекую по форме от живой природы архитектуру (например, работы Мис ван дер роэ), они держали в своем сознании идею ее художественно осмысленного противопоставления живой природе, что является обратной стороной того же самого вопроса взаимосвя зи архитектуры и живой природы и ведет в итоге к син­ тезу с ней. Создавая геометрически четкие прозрачные формы из стекла и металла. Мисс ван дер роэ, напри­мер, тесно связывал интерьер с экстерьером — с при­ родным окружением. И в принципе он не отрицал та­ кую связь, а наоборот, стремился к ней. Не случайно он писал; «Все больше и больше овладевает бетон и сталь современным строительством. В связи с этим все больше жела­ ние людей внести в свой интерьер кусочек природы . . . Древ­ний, созревший в свету, на солнце, в воде кусочек дерева . . .»

Модель памятника. Инж. Э. Торроха (Испания). Общий вид

Рис. 39. Модель памятника. Инж. Э. Торроха (Испания). Общий вид

Проблема взаимосвязи архитектуры и живой природы в течение веков осмысливалась теоретически. Однако научной, последовательно методической основы связи архитектуры с живым миром не было создано. Архитектура, биология, строительная техника, овладе­ ние законами гармонии живой природы шли своими путя.ми в деле познания биоструктур. Они могли сой­ тись (не случайно) на новом уровне развития науки и техники.

Но история накопила богатый материал и выразила свое отношение к связи архитектуры, техники и приро­ ды. Она подготовила рождение архитектурной бионики.

История заложила основы и той структуры архитек­турной бионики, которая совершенствуется и развива­ ется в наше время, а именно:

1) исследование организации функционирующего
пространства (формы) архитектуры;

2) изучение конструктивно-тектонических систем жи вой природы и «технологии» их формирования (в том
числе и новых эффективных свойств строительных материалов) ;

•  разработка вопросов, связанных с организацией
архитектурно-природной среды (экологический аспект) ;

•  эстетическое освоение законов живой природы
и гармонии в архитектуре.

О содержании этих направлений будет более подроб­ но сказано далее.

Остановимся кратко на причинах возникновения архитектурной бионики в современной (хронологи­ чески) архитектуре.

Не очень легко установить временное начало появле­ ния таких архитектурных форм, в которых бы зазвучали бионические идеалы. Однако после архитектуры модерн, где живая природа находила свое выражение не только в отдельных элементах зданий, но часто и в их материально-конструктивной и функциональной структурах, наступила в этой сфере полоса практичес­кого затишья, но не бездействия. Шло накопление ма­ териала. Этот материал в произведениях различных ма­ стеров использовался, как известно, по-разному и в разное время. Особым путем развивалась «органичес­ кая архитектура» и ее ветви.

Перед второй мировой войной имели место отдель­ ные проявления практической бионики: радиобашня В.Г.Шухова в Москве (1921); купол Планетария в Москве (1929), конструируя который авторы исполь­зовали геометрию формы скорлупы птичьего яйца; трибуны ипподрома в Мадриде и другие архитектурно-конструктивные формы, созданные испанским инжене­ром-архитектором р.Торрохой в 1930-х гг. (рис. 39) и «по своей конструкции напоминавшие органические элементы природы» и т.д. [37] .

  . страницы:
1  11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz